ИОСИФ И ЖЕНА ПЕНТЕФРИЯ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

РЕНИ, ГВИДО

ИОСИФ И ЖЕНА ПЕНТЕФРИЯ

Около 1626 года

масло, холст

227 х 195 см

Инв.: 1621

Холст крупнозернистый полотняного плетения. На красочном слое отдельные участки утрат авторской живописи, особенно в нижней части композиции. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака.

На обороте холста черной краской номер собрания Воронцовых-Дашковых: ВД 654 (инициалы взяты в круг).

Сюжет из Ветхого Завета: Быт. 39:7-20. Иосиф Прекрасный, сын патриарха Иакова, проданный старшими братьями в рабство, попал в Египет. Находясь на службе у Пентефрия, царедворца египетского фараона, он заслужил его полное доверие. Жена Пентефрия влюбилась в юношу и пыталась соблазнить его, но была отвергнута. Оклеветанный ею из мести, Иосиф был заключён в темницу за мнимое покушение на ее честь (Pigler 1974, I, S. 80ff.).

Чезаре Мальвазия (Malvasia 1678), биограф болонских художников, упоминает несколько картин Гвидо Рени на эту тему. В XVII веке одна из них находилась в Галерее маркиза Фердинандо Коспи, одного из крупнейших коллекционеров Италии того времени, а другая принадлежала кардиналу Джан Карло де Медичи и хранилась в одном из его дворцов в окрестностях Флоренции.

До недавнего времени московская картина оставалась единственным известным вариантом этой композиции. В 1973 году на аукционе Агнью в Лондоне появилась вторая композиция, которая в настоящее время находится в собрании виконта Кука в Холкем-Холле (Норфолк) в Англии. Опубликовавший эту работу Пеппер назвал ее оригиналом (Pepper 1973), а нашу - авторским повторением (Pepper 1984).

Гвидо Рени достаточно широко практиковал повторение своих композиций, поскольку они пользовались большим спросом у любителей искусства и коллекционеров. Сегодня уже не представляется возможным определить, который из вариантов был написан первым, да это и не существенно, поскольку в каждое из произведений художник вносил нечто неповторимое.

На наш взгляд, картина из собрания ГМИИ не только не уступает своими художественными достоинствами английскому варианту, но, возможно, и превосходит его (к сожалению, покрывающий поверхность московской картины пожелтевший лак затрудняет такое сопоставление). Композицию из английского частного собрания пытаются отождествить с вариантом, некогда принадлежавшим маркизу Коспи. Можно предположить, что московская работа находилась в собрании Медичи во Флоренции. Мальвазия упоминает как il gran quadrone del Gioseffo tentato dall'impudica Donna (Malvasia 1678, II, p. 60, 63, 65, 90).

Стилистический анализ произведения позволяет датировать его около 1626 года, а в качестве аналогии можно сослаться на полотно Лукреция, хранящееся в Галерее Сан-Суси в Потсдаме. Вариант из Холкем-Холла принято датировать 1625-1628 годами. Помимо характерной для работ этого времени патетики в нем видна та же, что и в московской картине, сложная разработка складок одежд и драпировки (Gnudi 1955, р. 79, № 63, tav. 117).

Подготовительный рисунок для женской фигуры, который представляет собой штудию складок ее одеяния, находится в собрании Фонда Джорджо Чини в Венеции (инв. 35.261). В каталоге выставки рисунков Гвидо Рени 1981 года в венской Альбертине (Guido Reni 1981, p. 174), на которой он впервые экспонировался, этот лист поставлен в связь с картиной из Холкем-Холла. Картина из собрания ГМИИ названа второй версией композиции.

Происхождение: собр. Воронцовых-Дашковых, Петербург; 1920 передана в Эрмитаж; с 1924 в ГМИИ.

Выставки: 1851 Петербург. Кат., № 814; 1961 Москва. Кат., с. 52 ил.

Литература: Malvasia 1678, II, р. 90 (ed. 1841, II, р. 60, 63, 65); Кат. ГМИИ 1961, с. 157; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 97; Виппер 1966, с. 30 ил.; Garboli, Baccheschi 1971, № 148 (изображение повернуто в другую сторону; ошибочно - как находящаяся в ГЭ); Pepper 1973, р. 824, fig. 91; Borea 1975, p. 131; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 77-78 ил.; Guido Reni 1981, p. 174; Pepper 1984, p. 254, fig. 42; Кат. ГМИИ 1986, с. 149; Guido Reni 1988, p. 100, № 42; Альбом ГМИИ 1989а, № 133 ил.; Markova 1990, р. 81-82, tav. 24; Маркова 1991, с 28; Маркова 1992, с. 190, 191 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 191 ил.; Свидерская 1999, ил. 29.

Сайты Музея