РЕНИ, ГВИДО
СВЯТАЯ ВЕРОНИКА
Легкая деформация основы в верхних углах с участками утрат красочного слоя. Утрата красочного слоя на изображении носа и правого глаза. Остатки не полностью удаленного пожелтевшего лака на изображении белого плата. На лицевой стороне внизу слева белой краской номер собрания Кушелева-Безбородко: 16.
На обороте вверху остатки красной сургучной печати (оттиск не сохранился).
Реставрация: 1987 (ГМИИ, М.Г. Сахнова) - удаление слоя позднего потемневшего загрязненного лака и изменившихся в тоне записей.
Согласно христианской легенде (Leg. Aur., LII), во время шествия на Голгофу к изнемогавшему под тяжестью креста Иисусу приблизилась Вероника и утерла пот с Его лица. В соответствии с традиционной иконографией, Святая Вероника изображалась с платом, на котором запечатлелся нерукотворный образ Христа.
Изображения Вероники, держащей плат, достаточно редко встречаются в итальянской живописи. Интерес к этой теме возрастает после 1625 года, когда благодаря папе Урбану VIII культ этой святой получает широкое распространение.
До поступления в ГМИИ считалась работой неизвестного художника. Автор каталога установил принадлежность картины кисти Гвидо Рени и отождествил ее с композицией, которую Чезаре Мальвазия упомянул как находящуюся в доме сенатора Джесси в Болонье (Malvasia 1678).
Произведение высокого художественного уровня, оно может быть оценено по достоинству лишь в контексте религиозных переживаний и особой духовной атмосферы, наполнявших жизнь Италии, в частности Болоньи, около 1630 года. Усиление роли индивидуального начала в вопросах веры приводит к повышенному спросу на небольшие картины с религиозными сюжетами, рассчитанными на личное сопереживание христианской драмы. Так возникает новый тип молельного образа для «личного поклонения» (per devozione privata), в создании которого Гвидо Рени принадлежит определяющая роль. Именно он создал тип католического образа, утвердившегося в европейской живописи вплоть до XIX века. Наиболее известное из его произведений подобного рода - Се человек (Лувр, Париж), запечатлевшее образ страдающего Христа в терновом венце, а также Mater dolorosa (частное собрание, Болонья), изображающее скорбящую Богоматерь (Gnudi 1955, р. 90, 93).
К этому кругу работ относится и Святая Вероника, пользовавшаяся в свое время несомненной известностью. Она была высоко оценена современниками, о чем свидетельствует высказывание Чезаре Мальвазии, упомянувшего картину в биографии художника: In casa del sig. Senatore Gessi, fra l'altre, la tanto graziosa e grave insieme testa della Veronica in rame (В доме сенатора Джесси, в числе прочих, очень изящная и одновременно суровая голова Вероники на меди).
Варианты либо повторения этой композиции не известны. Картина может быть датирована концом 1630-х годов.
Происхождение: в XVII веке в собр. сенатора Джесси в Болонье, предположительно с конца XVIII века в собр. канцлера графа Н.А. Кушелева-Безбородко, Петербург, 1984 приобр. у О.П.Соболевой, Москва.
Выставки: 1987 Москва. Кат. 1989, № 471; 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 8.
Литература: Malvasia 1678, II, р. 100 (ed. 1841, II, р. 63); Markova 1990, р. 100; Маркова 19916, с. 29; Маркова 1992, с. 192 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 192 ил.