РИЧЧИ, СЕБАСТЬЯНО
СОТНИК ПЕРЕД ХРИСТОМ
Холст плотный полотняного плетения, дублирован. Следы старых реставраций; слой неравномерно потемневшего загрязненного лака.
Евангельский сюжет: Мф. 8:5-13; Лк. 7:1-10. Сотник, у которого заболел слуга, обращается к Христу с верой, что сказанное Им слово исцелит больного.
Парная картина Христос и грешница также принадлежала собранию Юсуповых (Кат. Юсуповской галереи 1920, с. 202); в 1920 была сдана в ГМФ и продана за рубеж: сначала находилась в частном собрании в Праге, а с 1964 года в Пражской Национальной галерее (Tesori di Praga 1996, p. 216-217, № 69).
В собрании князя Юсупова картина, ныне принадлежащая ГМИИ, как и парная к ней, вначале считались работами Шарля де Лафосса, но уже в Опись 1815 года они были включены под именем Себастьяно Риччи.
Существует несколько повторений этой композиции, в том числе, ранее в собрании Суида в США, которую Даниелс называл работой мастерской (Daniels 1976а, р. 140-141, № 603) и в одном из частных собраний Болоньи. К наиболее известным среди них относятся композиции, также небольшого формата, из Музея Каподимонте в Неаполе и парная к ней - Христос и грешница (инв. Q 846, Q 847), датируемые 1726-1729 годами. Опубликовавшие их Габриелли (Gabrielli 1950) и Паллуккини (Pallucchini 1950) полагали, что они могли быть написаны как подготовительные для серии больших картин на евангельские темы, находившихся в коллекции консула Смита в Хэмптон-Корте (близ Лондона) и сильно пострадавших во время войны. Из этой серии к полотнам неаполитанского музея и ГМИИ ближе всего композиция Христос, исцеляющий больных (ныне - собственность Министерства общественного строительства и работ, Великобритания), в которой сходны фигура Христа и некоторые детали московской композиции.
Происхождение: до 1812 пост, в собр. Н.Б.Юсупова; в его усадьбе Архангельское; 1837 перевезена в Петербург (Юсуповский дворец на Мойке); 1919-1924 Дворец-музей Юсуповых, Петроград; с 1924 в ГМИИ.
Архивные материалы: Реестр Юсупова 1812, л. 4об., № 36 (Сотник просит Спасителя в дом свой. Лафосс); Опись 1815, л. 3, № 51; л. 15об., №48 (Сотник просит Христа в дом. Себ. Риччи); Опись Юсупова 1822, л. 2, № 51/48. Кабинет, Galerie d'Archangelski 1827, I, p. 143, № 22, Cabinet; Опись Юсупова 1833, л. 2об., № 48; Опись Юсупова 1837, л. б5об., № 48; Опись Юсупова 1850 (СПб), л. 128, № 80, Антическая; Опись Юсупова 1877, 2, с. 293, № 66, Антиковая; Опись картин Юсупова 1924, л. 22, № 502; Список 1924-1925, л. 45, №4.
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 53 ил.; 2001-2002 Москва-Петербург. Кат., с. 143, № 27.
Литература: Musee Yousoupoff 1839, p. 51, № 241; Кат. Юсуповской галереи 1920, с. 12, № 211; Кат. ГМИИ 1948, с. 67; Pallucchini 1950, p. 214-215; Кат. ГМИИ 1957, с. 120-121; Кат. ГМИИ 1961, с. 160; Виппер 1966, с. 191 ил.; Daniels 197ба, р. 132, № 473 ill.; Daniels 1976а, р. 77, № 251; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 86; Кат. ГМИИ 1986, с. 152, ил. 105; Маркова 1992, с. 335 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 195 ил.; Савинская 1995, с. 150; Tesori di Praga 1996, p. 216.