РОЗА, САЛЬВАТОР
мастерская или подражание
СОЛДАТЫ, ИГРАЮЩИЕ В КОСТИ
Холст плотный полотняного плетения. Живопись под слоем потемневшего лака.
На лицевой стороне справа внизу красным номер по Каталогу Эрмитажа 1773 года: 1041
На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2190.
Традиционно считалась работой Сальватора Розы. Аналогичная картина, помеченная подписью художника, но меньшего размера, хранится в Картинной галерее Далидж-Колледжа в пригороде Лондона (инв. 216; Murray 1980, р. 110). Полотно из собрания ГМИИ, по мнению Фосса, представляет собой старую копию с этой работы (Voss 1924, S. 570). Салерно (Salerno 1975) и Марри (Murray 1980) вслед за Фоссом назвали картину ГМИИ копией, принадлежащей собранию Эрмитажа. Мэхон считал (устно, 1966), что по своему качеству она превосходит подписное полотно. Уоллес (Wallace 1979) также выразил сомнение в отношении подлинности английской картины, ссылаясь на то, что в картинах Розы не встречаются мотивы, восходящие к Figurine, серии рисунков изображающих солдат.
По нашему мнению, оригиналом Сальватора Розы следует признать именно картину из Далидж-Колледжа, которая принадлежит к весьма обширной группе произведений, изображающих солдат, разбойников и бродяг. В серии рисунков мастера имеется ряд листов с фигурой стоящего солдата, который в московской картине изображен справа. Эти рисунки находятся в собраниях Одескальки в Риме, в собрании Уитт в Лондоне (инв. 2115) и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке (инв. 1970.101.14; Wallace 1979, № 29).
Согласно принятой датировке, картина из Далидж-Колледжа была исполнена около 1656 года. Сам Роза гравировал в технике офорта фигуру солдата (Bartsch, 20, № 38; Rotili 1974, p. 166, № 24). Целиком композицию гравировал Сандерс (Labensky 1805), литографировал Гюо.
Картина из ГМИИ, несмотря на достаточно высокий уровень исполнения, является все же старой копией с английской композиции, и таким образом следует признать правоту Фосса, высказавшего подобное суждение еще в 1924 году (Voss in Benezit 1924).
Происхождение: 1772 из собр. Кроза (Париж) приобр. для Эрмитажа; с 1924 в ГМИИ.
Архивные материалы: Опись Кроза 1740; Кат. Эрмитажа 1773, № 1041; Кат. Эрмитажа 1797, № 3907; Опись Эрмитажа 1859, № 2190.
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 54 (Сальватор Роза. Воины, играющие в кости).
Литература: Cat. Crozat 1755, p. 13 (здесь и далее - Сальватор Роза); Cat. Ermitage 1774, № 1041; Labensky 1805, I, Livr. 2, p. 67-68 (воспр. штриховая гравюра Сандерса); Livret 1838, p. 36; Viardot 1844, 486; Сомов 1859, с. 57; Кат. Эрмитажа 1863, с. 57-58, № 223 (номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1912); Waagen 1864, S. 84; Кат. Эрмитажа 1869, с. 81; Кат. Эрмитажа 1885, с. 81; Кат. Эрмитажа 1887, с. 81; Кат. Эрмитажа 1889, с. 136; Кат. Эрмитажа 1892, с. 103; Кат. Эрмитажа 1895, с. 102-103; Кат. Эрмитажа 1899, с. 166; Кат. Эрмитажа 1901, с. 109-110; Кат. Эрмитажа 1907, с. 22; Кат. Эрмитажа 1908, с. 22; Ozzola 1908, р. 180; Кат. Эрмитажа 1909, с. 104; Dacier 1909, р. 13, № 49 (воспр. рис. Габриеля де Сент-Обена); Бенуа 1912, с. 95; Кат. Эрмитажа 1912, с. 170-171, № 223; Альбом Эрмитажа 1912, с. 219, № 223 ил.; Benezit 1924, III, p. 659; Voss in Thieme-Becker XXIX, 1935, S. 2 (копия с картины из Далидж-Колледжа); Кат. ГМИИ 1948, с. 69 (во всех кат. и путевод. ГМИИ -Сальватор Роза); Кат. ГМИИ 1957, с. 122; Кат. ГМИИ 1961, с. 161; Всеобщая история искусств 1963, с. 65; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 112; Stuffmann 1968, р. 116, № 17 ill.; Знамеровская 1972, с. 13, ил. 14, 15; Salerno 1975, р. 96, № 136 (копия с картины из Далидж-Колледжа); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 84-85 ил.; Murray 1980, р. 110 (копия с картины из Далидж-Колледжа); Кат. ГМИИ 1986, с. 154, ил. 100; Альбом ГМИИ 19896, № 126 ил.; Маркова 1992, с. 290 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 132; Кат. ГМИИ 1995, с. 196 ил.; Guidebook 1995, р. 130; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 228; Свидерская 1999, с. 150; Guidebook 2000, р. 230.