КОPOHOBAHИE ТЕРНИЯМИ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

САЛИНИ, ТОММАЗО, прозванный МАО САЛИНИ

КОPOHOBAHИE ТЕРНИЯМИ

Конец первого - начало второго десятилетия XVII века

холст (перевод с дерева), масло

125 х 90 см

Инв.: 229

Насколько позволяет судить состояние красочного слоя, картина была написана на деревянной основе; волокна древесины были направлены вертикально. В разных местах, особенно на изображении фигуры Христа, изменившиеся в тоне реставрационные заделки на местах утрат красочного слоя. На лицевой стороне справа номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 6. На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2181; там же надпись: "переложилъ с дерева на холст Ф. Рыбинъ 1839го года. С. Петербургь".

Евангельский сюжет: Мф. 27:27-30; Мк. 15:16-19; Ин.19:1-5. Один из эпизодов Страстей Христовых. Когда Иисус был взят под стражу, на Него как на «царя иудейского» надели терновый венец (Pigler 1974, II, S. 530).

В собрании Троншена значилась под именем Аннибале Карраччи с указанием, что картина гравирована им самим (Benisovich 1953). В рукописном Каталоге Эрмитажа 1773 года, а также в каталоге 1774 атрибуция сохраняется, но работа характеризуется как копия: «се tableau... n'est, a се que pretendent les connaisseurs, qu'une copie fautive». В рукописном Каталоге 1797 года ее автором назван Караваджо, и эта атрибуция проходит по всем каталогам XIX века. В каталоге Эрмитажа 1907 года картина приводится как копия, а в каталогах 1914 и 191б отсутствует. Позднее определялась как работа круга Караваджо. Паллуккини (устно, 19б0-е) сближал московскую картину с творчеством неаполитанских караваджистов. Дзери (устно, начало 1970-х) высказывался в пользу авторства Лионелло Спады. Этой атрибуции, независимо от Дзери, придерживалась Всеволожская в альбоме 1975 года, посвященном картинам караваджистов в собраниях СССР (Caravaggio and his Followers 1975); приводимая в качестве аналогии картина Спады Шествие на Голгофу из Национальной пинакотеки в Парме, на наш взгляд, по манере исполнения отлична от публикуемой работы. Другому мастеру принадлежит и картина на тот же сюжет из Музея истории искусства в Вене, которая одно время приводилась в качестве близкой аналогии московской (инв. 307; Verzeichniss 1973, S. 38, Taf. 34). Андреа Де Марки называл автором картины Бартоломео Кавароцци (письмо от 25.11.1985 на имя ученого секретаря музея).

Принадлежность картины Томмазо Салини установлена автором каталога (Markova 1989; Маркова 1991). Среди наиболее близких аналогий следует указать на полотно мастера Юноша с фъяской и овощами из собрания Тиссена-Борнемисы. Салини в этой работе, в соответствии с определением Дзери, считался автором натюрмортного мотива (Zeri 1976, р.107-108, fig. 105), тогда как на принадлежность художнику также фигурного изображения впервые указал автор каталога (Markova 1989).

Коронование терниями - одно из двух известных на сегодня произведений, написанных не на холсте, а на дереве; второй работой является знаменитый Натюрморт с фъяской, вошедший в литературу под именем Гвидо Каньяччи и также отнесенный к творчеству Салини автором каталога (Markova 1999). Картина из собрания ГМИИ обнаруживает глубокое освоение художником принципов караваджизма. Это тем более интересно, что творческое формирование Салини происходило в позднеманьеристической среде Рима, а его учителем был Джованни Бальоне, личный недруг Караваджо.

Предположительно, московская картина была написана в конце первого - начале второго десятилетия XVII века.

Робийяр литографировал картину из московского собрания как работу Караваджо (Имп. эрмитажная галерея 1845).

Происхождение: 1770 из собр. Ф. Троншена пост. в Эрмитаж; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Tronchin 1765, № 3; Кат. Эрмитажа 1773, № 164 (Аннибале Карраччи); Кат. Эрмитажа 1797, № 6 (здесь и след. - Караваджо); Опись Эрмитажа 1859, № 2181.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 35 ил. (здесь и след. - Крут Караваджо); 1973 Ленинград. Кат., № 32; 1994/95 Москва (без кат.); 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 2.

Литература: Cat. Ermitage 1774, p. 15, № 164 (Аннибале Карраччи); Livret 1838, р. 285, № 3 (Караваджо); Viardot 1844, р. 472 (Круг Караваджо); Имп. эрмитажная галерея 1845, тетрадь первая, б.п. (литография, здесь и далее - Караваджо); Кат. Эрмитажа 1863, с. 56, № 215 (номер сохр. в кат. Эрмитажа по 1912 включит.); Cat. Ermitage 1863, с. 48; Waagen 1864, S. 82, № 217; Кат Эрмитажа 1869, с. 79; Кат. Эрмитажа 1885, с. 79; Кат. Эрмитажа 1888, с. 79; Кат. Эрмитажа 1889, с. 15-16; Кат. Эрмитажа 1892, с. 12-13; Кат. Эрмитажа 1895, с. 12-13; Кат. Эрмитажа 1901, с. 13; Кат. Эрмитажа 1907, с. 22; Кат. Эрмитажа 1908, с. 22; Cat. Ermitage 1909, p. 12; Benisovich 1953, p. 28, № 2 (Аннибале Карраччи); Путеводитель ГМИИ 1964, с. 101 (Неизвестный последователь Караваджо); Левинсон-Лессинг 1970, с. 3, 6; Караваджо и караваджисты 1973, с. 19, № 32 (Итальянский художник круга Караваджо); Пятьдесят лет Картинной галерее 1974, б.п., зал № 11 (Неизвестный итальянский живописец); De Geneve a l'Ermitage 1974, p. 15-16, № 32 (Аннибале Карраччи; местонахождение неизвестно); Caravaggio and his Followers 1975, № 8-10 ill. (Неизвестный художник круга Караваджо); Nicolson 1979, p. 54 (в разд.: Последователи или подражатели Орацио Джентилески); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 76-77 ил. (здесь и далее - Неизвестный мастер круга Караваджо); Левинсон-Лессинг 1985, с. 387, 393; Кат. ГМИИ 1986, с. 88, ил. 85; Markova 1989, р. 26, 35 (здесь и далее - Томмазо Салини); Gregori 1989, р. 23; Nicolson 1989, I, p. 116 (в разд.: Последователи или подражатели Орацио Джентилески); Маркова 1991а, с. 104-119; Маркова 19916, с. 26-27; Маркова 1992, с. 187 ил.; Caravaggio and his Followers 1993, № 12 ill. (Неизвестный художник круга Караваджо); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 130 (здесь и далее - Салини); Кат. ГМИИ 1995, с. 198 ил.; Guidebook 1995, р. 127-128; Cottino in Natura morta al tempo di Caravaggio 1996, p. 156; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 221-222; Guidebook 2000, p. 223

Сайты Музея