ИЗГНАНИЕ АГАРИ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

САВОЛИНИ, КРИСТОФОРО

ИЗГНАНИЕ АГАРИ

1670-е ?

холст, масло

101 х 92 см

Инв.: 2662

Холст крупнозернистый полотняного плетения, дублирован. В целом сохранность живописи хорошая, за исключением небольших следов старых реставраций. Живопись под слоем потемневшего лака.

На обороте холста надпись чернилами: Pierre Francois Mola/Eleve du Guerchin.

Сюжет из Ветхого Завета: Быт. 16:6. После того, как служанка Сары египтянка Агарь зачала от Авраама, она «стала презирать госпожу свою», которая была бездетной. Авраам сказал Саре: «вот, служанка твоя в твоих руках; делай с ней, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее...» (Pigler l974, I, S. 37).

Считалась работой Пьера Франческо Молы, и, судя по надписи на обороте, эта атрибуция опирается на давнюю традицию. Однако стилистически публикуемая картина не имеет ничего общего с работами этого мастера. Принадлежность картины Кристофоро Саволини определена автором каталога.

В прошлом вариантами нашего полотна принято было считать композиции, принадлежащие Капитолийской пинакотеке в Риме и Баварским государственным собраниям картин в Мюнхене (Arslan 1928/29, р. 67; Voss 1924, S. 284, 560). Как и публикуемая работа, оба произведения в прошлом приписывались школе Молы.

Картина из собрания ГМИИ не может быть отнесена к школе Франческо Молы не только по манере исполнения; она имеет мало общего с римской школой в целом. Полотно принадлежит сравнительно немногочисленной группе работ Кристофоро Саволини, художника из города Чезена в области Марки, сформировавшегося под влиянием мастеров болонской школы, в частности Гверчино и Кристофоро Серры. Одна из капитальных работ Саволини - алтарный образ, подписной и датированный 1671 годом, Святые Карл, Аполлония и чудо Святого Доннино из церкви Сан Доменико в Чезене и близкая к нему по времени создания композиция Обращение Савла из церкви Сан Паоло ин Монте (Оссерванца) в Болонье (Pittura in Italia 1989, II, p. 880).

Картина из собрания ГМИИ отличается высоким профессиональным уровнем и обнаруживает присущее творчеству Саволини соединение классического понимания картины с чувственной достоверностью образов. И в этом он близок так называемому классицизирующему натурализму болонских мастеров.

Происхождение: 1929 пост. из ГМФ.

Литература: Лазарев 1930, с. 20 (здесь и далее - Мола); Кат. ГМИИ 1957, с. 94; Кат. ГМИИ 1961, с. 127; Кат. ГМИИ 1986, с. 122 (здесь и далее - Мола ?); Маркова 1992, с. 226 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 180 ил.

Сайты Музея