СТРОЦЦИ, БЕРНАРДО, прозванный ПРЕТЕ ДЖЕНОВЕЗЕ или КАПУЧЧИНО
ЧУДЕСНОЕ НАСЫЩЕНИЕ ПЯТЬЮ ХЛЕБАМИ И ДВУМЯ РЫБАМИ
Холст саржевого плетения, дублирован. Слева ниже середины заделанный прорыв холста (на обороте заплата). Участки ретуши на утратах красочного слоя в разных местах: вдоль левого края, особенно в середине и вверху, справа на изображении белого рукава мальчика, рядом на изображении руки Петра, а также в нижней части, на изображении белого рукава Христа. На лицевой стороне слева красным номер: 3561; справа белым: № 12. На подрамнике бумажная наклейка с печатным текстом: Гр. В.А. Сологубъ.
Евангельский сюжет: Мф. 14:16-21; Мк. 6:34-44; Ин. 6:5-14. Повествует об одном из чудес, совершенных Христом, который сумел накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Pigler 1974, I, S. 282ff.).
Считалась работой неизвестного мастера. При поступлении в музей была внесена в инвентарную опись как работа Бернардо Строцци в соответствии с атрибуцией В.Н. Лазарева, высказанной устно; позднее, в 1972 году свое авторство в отношении данной атрибуции ученый подтвердил в пометке на полях рецензируемого им каталога итальянской живописи в собрании ГМИИ.
Аналогичное изображение старика (в московском полотне - Святой Петр) встречается в разных композициях Строцци, в том числе в двух вариантах картины Динарий Кесаря из Старой пинакотеки в Мюнхене и Академии в Роверето. Мортари (Mortari 1955; Mortari 1966) указывала на стилистическую близость к композиции Проповедь Иоанна Крестителя из Музея истории искусств в Вене и, отмечая большое влияние Паоло Веронезе, относила работу из собрания ГМИИ к позднему венецианскому периоду творчества Строцци. При этом Мортари, на наш взгляд безосновательно, занижала ее качество. Паллуккини (Pallucchini 1981) датировал после 1640 года.
Антонов (Antonov 1980) предположил, что картина, принадлежащая ныне собранию ГМИИ, была в числе тридцати семи произведений, привезенных в Россию в 1767 году банкиром Паоло Маруцци и приобретенных у него Екатериной II. Вначале картина была подарена графу Григорию Орлову для украшения Гатчинского дворца, затем перевезена в Мраморный дворец в Петербурге, где значится в описях под номерами 3561 и 90. В 1860 году великий князь Константин подарил ее отцу Дмитрию Куколевскому, настоятелю церкви Мраморного дворца. Можно предположить, что впоследствии полотно было продано и попало в собрание графа В.А. Соллогуба.
Происхождение: собр. графа В.А. Соллогуба, Москва; в конце XIX века в собр. Г.А. Брокар, Москва; с 1900 у его наследников; с 1918 в ГМФ; с 1925 в ГМИИ.
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 59.
Литература: Кат. Мраморного дворца 1786, № 12 (Неизвестный художник); Lasareff 1929, S. 24 Abb., 26, 27 (здесь и далее - Строцци); Путеводитель ГМИИ 1938, с. 111; Mortari 1955, р. 331; Кат. ГМИИ 1961, с. 176; Либман 1962, с. 22 ил. (фрагмент); Виппер 1966, с. 81; Mortari 1966, р. 153, 189, fig. 406; Donzelli, Pilo 1967, p. 387; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 80; Antonov 1980, p. 221, fig. 2; Pallucchini 1981, p. 161; Кат. ГМИИ 1986, с. 168, ил. 94; Маркова 1992, с. 232-233 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 131; Кат. ГМИИ 1995, с. 203 ил.; Mortari 1995, р. 200-201, № I.531 ill.; Guidebook 1995, p. 128-129; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 226; Свидерская 1999, ил. 66; Guidebook 2000, р. 226.