СМЕРТЬ ДИДОНЫ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ТЬЕПОЛО, ДЖАМБАТТИСТА

СМЕРТЬ ДИДОНЫ

Между 1757 и 1770

холст, масло

40 x 63 см

Инв.: 1605

Холст тонкий, полотняного плетения, дублирован. Грунт двуслойный: в основе красный болюсный, имприматура - светло-охристая. В прошлом края картины были загнуты на подрамник; впоследствии старый подрамник был надставлен рейками и края полотна расправлены; авторские кромки частично утрачены. С этим связаны имеющиеся на картине утраты красочного слоя: наиболее значительные вдоль нижнего и правого краев, где они проходят сплошной полосой; вдоль левого края авторская живопись сохранилась на отдельных участках, тогда как вверху заметны лишь небольшие утраты авторской живописи. Помимо краев, утраты проходят сплошной полосой по отпечаткам от внутренних граней подрамника.

На обороте холста на старой бумажной наклейке черной тушью номер: 68 На подрамнике тушью номер: 157 и бумажная наклейка с номером: ХК 915

Реставрация: 2001 (ГМИИ, начала М.Г. Сахнова, завершила Е.В. Москвина) - удаление слоя позднего потемневшего загрязненного лака и реставрационных записей, частично заходивших на авторскую живопись.

Сюжет: Вергилий. Энеида, IV, 642-705. Эней, сын царя Анхиза и Афродиты, один из защитников Трои. Оставив горящую Трою, в своих странствиях он попал в Карфаген к царице Дидоне, которая полюбила его. Однако, повинуясь приказу Зевса, Эней должен был удалиться. Охваченная отчаянием Дидона покончила с собой. В трактовке сюжета автор картины из собрания ГМИИ следовал традиции, сложившейся в итальянской живописи: Дидона изображалась в момент самосожжения (Pigler 1974, П, 283f, 285, 289, 314f.).

По вопросу авторства картины и в прошлом, и в наши дни не существует единого мнения. В начале XIX века, в момент приобретения полотна архитектором Джаннантонио Сельвой у наследников антиквара Джанмарии Сассо, оно значилось как Смерть Дидоны кисти Тьеполо (Artemieva 1999, р. 142, n. 10, 11). В собрании князей Юсуповых картина либо упоминалась как работа Тьеполо (Опись 1815) без уточнения имени, либо приписывалась Джандоменико (Musee Yousoupoff 1839; Кат. Юсуповской галереи 1920). Сюжет картины в прошлом иногда определялся как Смерть Семелы. В ГМИИ поступила под именем Джамбаттисты Тьеполо, и это определение сохранялось впоследствии во всей отечественной литературе. Иначе обстояло дело в зарубежной литературе. Сомнение в такой атрибуции выражал Морасси (Morassi 1962), который предположительно датировал ее периодом между 1750-1760 годами; Паллуккини (Pallucchini 1968) поместил картину в раздел произведений, определявшихся по-разному, а Нокс (Knox 1977), хотя и приписал картину Джамбаттисте Тьеполо, допускал авторство его сына, указывая на стилистическую связь с его Троянскими сценами. В своей монографии Джемин и Педрокко (Gemin, Pedrocco 1995) высказались в пользу авторства Тьеполо-сына,

В отечественной литературе, начиная с Бенуа (1900, 1908), картина приписывалась Джамбаттисте Тьеполо. В пользу такого определения высказывались Виппер (1966), Лаврова (1960; Lavrova 1970), Либман (1962), Никитюк (1980, 1996), Артемьева (Artemieva 1999). Лаврова предлагала считать ее эскизом к неосуществленной фреске в так называемой Комнате Вергилия виллы Вальмарана (Вилла деи нани) близ Виченцы. Виппер (1966) считал эту гипотезу убедительной; Никитюк в последнее время высказывалась против идеи Лавровой (Никитюк 1996).

Осуществленная в музее реставрация картины заставляет более критически подойти к авторству Джамбаттисты Тьеполо, безоговорочно принятому в музее в течение многих лет. После удаления потемневшего лака хорошо виден колорит, выдержанный в серовато-охристой гамме, и виртуозная, текучая манера письма, сближающие полотно с некоторыми произведениями Джандоменико Тьеполо. Свободный характер живописного исполнения не дает оснований считать картину эскизом. Скорее эта небольшая работа служит образцом кабинетной живописи, получившей распространение в XVIII веке и создававшейся для искушенных любителей искусства. Эскизность письма, на наш взгляд, является эстетической категорией, а не указанием на назначение картины.

Лаврова (1960) датировала около 1757 года, Морасси (Morassi 1962) - между 1757 и 1760 годами, Никитюк (1980; 1996) - около 1760 года; Нокс (Knox 1977) смещал время создания картины к более позднему времени, к 1770-м годам.

Копия картины из собрания ГМИИ находится в собрании Государственных музеев Берлина (инв. 2065; Gemalde-galerie 1996, S. 119, 614, Abb. 2665).

Происхождение: 1803 приобр. архитектором Джанантонио Сельвой у наследников антиквара Джанмарии Сассо; предположительно была отправлена Кваренги, от которого между 1802-1808 могла перейти в собрание Н.Б. Юсупова; в усадьбе Архангельское под Москвой; 1831 отправлена в московский дом Юсуповых; 1837 перевезена в Петербург (Юсуповский дворец на Мойке); 1919-1924 Дворец-музей Юсуповых, Петроград; с 1925 в Эрмитаже; 1928 передана в ГМИИ.

Архивные материалы: Опись 1815, л. 11, № 341; л. 1боб, № 157 (Смерть Дидоны. Тьеполо); Опись Юсупова 1822, л. Зоб., № 341/157, в Галерее; Galerie d'Archangelski 1827, I, p. 58, № 7; Опись Юсупова 1833, л. Зоб., № 157; Опись Юсупова 1837, л. 65, № 157; Опись Юсупова 1850 (СПб.), л. 131об., № 58, Николаевская; Опись Юсупова 1877, ч. 2, с. 306, № 56, Николаевская; Опись картин Юсупова 1924, л. 40об., № 915 (Д. Тьеполо. Смерть Дидоны); Список 1925, л. 9об., № 126/238; Липгарт 1928, № 30 (Джамбаттиста Тьеполо).

Выставки: 1908 Петербург., вне кат. (здесь и далее - Джамбаттиста Тьеполо. Смерть Семелы); 1961 Москва. Кат., с. 62 ил. (здесь и далее - Смерть Дидоны); 1982 Москва. Античность. Кат., № 39; 2001-2002 Москва-Петербург. Кат., с. 149-150, №42.

Литература: Galerie d'Archangelski 1827, I, p. 58, № 7, Galerie (Тьеполо); Musee Youssoupoff 1839, p. 73, № 351 (Доменико Тьеполо); Бенуа 1900, с. 149 ил. (здесь и далее - Джамбаттиста Тьеполо); Frizzoni 1902, р. 277 ill.; Бенуа 1908, с. 725 (Смерть Семелы, Molmenti 1909, р. 283, 284, 301, 304 ill.; Les anciennes ecoles de peinture 1910, p. III (Смерть Семелы, Molmenti 1911, p. 216, 241, 233, ill.; Sack 1910, I, S. 133, 207; Кат. Юсуповской галереи 1920, с. 13, № 238 (Джандоменико Тьеполо); Фейнберг 1937, табл. 13-14 (здесь и далее - Джамбаттиста Тьеполо); Путеводитель ГМИИ 1938, с. 114; Кат. ГМИИ 1948, с. 78; Альбом ГМИИ 1956, с. 11, табл. 63; Кат. ГМИИ 1957, с. 138 ил.; Ольшанская 1957, ил.; Лаврова 1960, с. 165-167 ил.; Кат. ГМИИ 1961, с. 183 ил.; Morassi 1962, р. 30, fig. 234 (Джамбаттиста Тьеполо ?); Либман 1962, с. 23 (здесь и далее - Джамбаттиста Тьеполо); Ernst 1963, р. 67; Путеводитель ГМИИ 19б4, с. 114, 116 ил.; Виппер 1966, с. 225 ил., 228, 230; Pallucchini 1968, р. 136 (упом. среди произв., определяющихся по-разному); Lavrova 1970, р. 28-129, ill. 4 (здесь и далее - Джамбаттиста Тьеполо); Knox 1977, р. 4, ill. 7 (Джамбаттиста или Доменико); Никитюк 1980, с. 8 (здесь и далее - Джамбаттиста Тьеполо); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 87-88 ил.; Кнорре 1982, с. 186; Кат. ГМИИ 1986, с. 175, ил. 106; Альбом ГМИИ 1989а, № 141 ил.; Альбом ГМИИ 19896, № 195 ил.; Маркова 1992, с. 342 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 134, 136 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 206-207 ил.; Gemin, Pedrocco 1995, p. 508, № 41 (Джандоменико Тьеполо); Guidebook 1995, p. 131-132 ill. (здесь и далее -Джамбаттиста Тьеполо); Никитюк 1996, с. 11-13; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 232-234, ил. 123;Artemieva 1999, р. 142-146; Guidebook 2000, р. 234, 237, ill. 126.

Сайты Музея