ТЬЕПОЛО, ДЖАМБАТТИСТА
МАДОННА СО СВЯТЫМИ ЛЮДОВИКОМ ТУЛУЗСКИМ, АНТОНИЕМ ПАДУАНСКИМ И ФРАНЦИСКОМ АССИЗСКИМ
Авторский холст саржевого плетения, дублирован; по сторонам поздние надставки из холста полотняного плетения: справа шириной 11 см; слева - 10,5 см. Состояние сохранности авторской живописи хорошее, за исключением небольших утрат по краям, восполненных реставрационной ретушью; справа участок потемневших тонировок Пожелтевший лак, особенно заметный на фоне. На среднем бруске подрамника карандашом: С 27 9.
Людовик Тулузский (1274-1297) - младший сын Карла II, король Неаполя и племянник короля Франции Людовика IX. Он отказался от трона Неаполитанского королевства в пользу своего брата и вступил в орден монахов-францисканцев. Был епископом в Тулузе; после кончины в возрасте 23 лет канонизирован. Вместе с Франциском Ассизским, Антонием Падуанским и другими святыми Людовик Тулузский входил в окружение Мадонны в вотивных композициях, написанных по заказу францисканского ордена (Pigler 1974, I, S. 499; II, S. 424).
Поступила в ГМИИ как работа Джандоменико Тьеполо с вопросом; сюжет картины определялся как Мадонна со святыми Домиником, Антонием Падуанским и Франциском Ассизским. Морасси (Morassi 1962) связал картину с именем Джамбаттисты Тьеполо и при этом высоко оценил ее, назвав «excellent small altarpiece», близким по стилю таким работам, как алтарные образы в собрании Чикагского художественного института и в церкви Сан Просдочимо в Падуе (теперь - в Венецианской Академии). Он же первым отметил, что одного из представленных на картине святых следует считать не Святым Домиником, а Святым Людовиком Тулузским (к этому присоединяются все зарубежные исследователи).
По мнению ученого, картину из собрания ГМИИ можно отождествить с алтарной композицией, исполненной между 1730 и 1735 годами для церкви Сан Проволо в Венеции. Именно там, как полагал Морасси, ее видел Тассис, упомянувший картину в своем приложении к изданию путеводителя по Венеции, составленного в XVIII веке Антоном Марией Дзанетти (Fiocco 1927). С 1808 года церковь Сан Проволо перестала использоваться в культовых целях, а находившиеся в ней произведения были распроданы. Тогда церковь покинула и алтарная композиция Тьеполо, которую Морасси не без оснований отождествил с картиной из собрания ГМИИ.
Атрибуцию Морасси, так же как и выдвинутую им гипотезу о происхождении московской работы, полностью разделял Паллуккини (Pallucchini 1968). В числе отечественных авторов под именем Джамбаттисты Тьеполо ее публиковали Либман (Либман 1962) и Лаврова (Лаврова 1964; Lavrova 1970). Несогласие с такой атрибуцией, а также с предложенной Морасси датировкой (1735-1740), выразила Никитюк, исключавшая авторство как Джамбаттисты, так и Джандоменико Тьеполо (Никитюк 1980). Создание работы она относит к 1760-м годам и связывает ее с мастерской Джандоменико, остававшейся в Венеции после отъезда Джамбаттисты в Испанию в 1762 году. Автор каталога одно время приписывала картину Джандоменико Тьеполо (Кат. ГМИИ 1995; Кат. выставки в Японии 1997 года), однако в настоящем издании возвращается к авторству Джамбаттисты как более верному.
Картина из собрания ГМИИ, без сомнения, отличается высоким уровнем исполнения. Ее атрибуция Джамбаттисте Тьеполо получила широкую поддержку в литературе, в том числе и в монографии Джемин и Педрокко о творчестве этого мастера (Gemin, Pedrocco 1995), где она включена в полный научный каталог его произведений. Вслед за Морасси и Паллуккини они также относят московское полотно к раннему периоду, к 1730-м годам, когда художник работал над росписями дворца Сагредо в Венеции. В качестве близкой аналогии Морасси называл сходную по своей композиционной структуре картину 1734 года Святой Иосиф с Младенцем и четырьмя святыми из собрания Галереи Академии в Венеции. Приводимые учеными аргументы вполне убедительны и заставляют принять авторство Джамбаттисты Тьеполо раннего периода. Композиционно картина из собрания ГМИИ близка алтарной композиции Мадонна на троне со святыми Себастьяно Риччи (церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция; 1708), к произведениям которого Джамбаттиста Тьеполо часто обращался в ранний период творчества.
С московским полотном принято связывать группу небольших работ, не совпадающих полностью по общему решению и размеру, а также различающихся по уровню исполнения. Они находятся в собраниях Пиччинелли в Бергамо, Швабах в Цюрихе, Майер в Риме, Корсини в Нью-Йорке. Морасси (Morassi 1962) привел еще одну версию, находившуюся в собрании Даувес в Амстердаме, а Джемин и Педрокко (Gemin, Pedrocco 1995, p. 226) ссылались на вариант, фигурировавший на аукционе Финарте в Милане. Некоторые из работ этой серии признаются авторскими эскизами, другие - копиями. К числу эскизов несомненно должно быть отнесено небольшое полотно из собрания Пиччинелли в Бергамо. В отношении некоторых других композиций существует сомнение в авторстве самого Тьеполо, а работу из собрания Швабах в Цюрихе следует считать копией, выполненной уже в XIX веке с картины, находящейся сегодня в ГМИИ. Размером она превосходит все вышеназванные произведения и, кроме того, точно совпадает с публикуемой картиной (на фотографии видно, что она также имеет надставку слева).
В Городском музее Триеста хранится близкий по композиции рисунок, изображающий Мадонну во славе со святыми; от картины из ГМИИ он отличается форматом, близким к квадрату.
Происхождение московской картины остается неясным. Определенное направление поискам может дать публикация Никифорова, где воспроизведен один из залов выставки художественных произведений старины в Строгановском училище в Москве (1901 Москва). Находящаяся теперь в ГМИИ картина экспонировалась там в числе других произведений, принадлежавших великому князю Сергею Александровичу, великой княгине Елизавете Федоровне, принцессе Альтенбургской, княгине З.Н.Юсуповой, графу А.А.Бобринскому, барону Н.А.Мейендорфу, В.Х.Сапожникову, Н.Л.Шабельской, княгине М.А.Голицыной, Р.П.Поляковой. Однако не представляется возможным указать точно, кто именно из названных лиц владел рассматриваемой композицией из собрания ГМИИ. Принимая во внимание особый интерес Юсуповых к творчеству Тьеполо, можно сделать предположение, что картина была собственностью З.Н.Юсуповой.
Происхождение: на рубеже XIX-XX веков в одном из частных собр. Москвы; 1931 пост. в ГМИИ из Антиквариата (Москва) в обмен на две работы Боттичелли (или его школы) - Святой Иероним и Святой Доминик из собр. Строгановых (1924-1931 в ГМИИ, инв. ГМИИ 1614, 1616; в настоящее время - в Эрмитаже).
Выставки: 1901 Москва (см. Никифоров 1901; Джандоменико Тьеполо); 1961 Москва. Кат., с. 62-63 ил. (Джамбаттиста Тьеполо. Мадонна со святым Домиником, Антонием Падуанским и Франциском Ассизским); 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 35 (Джандоменико Тьеполо).
Литература: Caversazzi 1899, р. 212 (Джамбаттиста Тьеполо); Никифоров 1901, табл. между с. 4 и 5 (Джандоменико Тьеполо); Sack 1910, S. 180 (здесь и далее - Джамбаттиста Тьеполо); Fiocco 1927, р. 89; Morassi 1942, р. 264-266; Кат. ГМИИ 1961, с. 183; Morassi 1962, р. 4, 30, 70,. pl. 83 (ошибочно - как эскиз из собр. Пиччинелли); Либман 1962, с. 23; Лаврова 1964, с. 100-107 ил.; Pallucchini 1968, р. 99, № 94; Lavrova 1970, р. 124-125; Никитюк 1980, с. 8 (Мастерская Джандоменико Тьеполо); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 87 (здесь и далее - Джамбаттиста Тьеполо); Кат ГМИИ 1986, с. 175; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 134; Кат. ГМИИ 1995, с. 208 ил. (Джандоменико Тьеполо); Gemin, Pedrocco 1995, p. 283, № 131 (Джамбаттиста Тьеполо); Guidebook 1995, p. 131; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 232-233 ил. 122; Guidebook 2000, р. 234-235, ill. 125.