ДВОЕ СВЯТЫХ (СВЯТЫЕ МАКСИМ И ОСВАЛЬД?)
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ТЬЕПОЛО, ДЖАМБАТТИСТА

ДВОЕ СВЯТЫХ (СВЯТЫЕ МАКСИМ И ОСВАЛЬД?)

1740-1745

холст, масло

61 x 36 см

Инв.: 2696

Холст редкий, полотняного плетения, дублирован. Многочисленные мелкие выкрошки красочного слоя и реставрационные записи, особенно по краям и в верхней части картины; утрата на изображении светильника хорошо видна на рентгенограмме. На обороте наклеен кусок старого холста с надписью: Regalo fatto dal Padre a Gian Dom о Tiepolo (подарок отца - Джан Доменико Тьеполо). На подрамнике красная сургучная печать князей Долгоруких (принадлежность печати установлена Ю.Ф.Шульцем).

Святой Максим - веронский епископ, живший в IV веке; Освальд (ок. 640-642) - король Нортумбрии, погибший в борьбе с язычниками; известен как основатель англиканской церкви.

Принадлежащая музею картина связана с работой Джамбаттисты Тьеполо над композицией для главного алтаря церкви Святых Массимо и Освальдо в Падуе в период с 1742 по 1745 годы. Существует весьма многочисленная группа небольших по размеру композиций, представляющих собой как эскизы мастера, так и копии, выполненные с его авторских работ в мастерской художника. Они находятся: в Академии Каррара в Бергамо (инв. 599), в собрании Гранди в Милане, в Национальной галерее в Лондоне (инв. NG 1192), в Музее изящных искусств в Ренне, в собрании Руджичка в Цюрихе, в Музее изящных искусств Креннер в Шампани, в собрании Дрей в Нью-Йорке (Gemin, Pedrocco 1995, p. 343). Эти композиции различаются между собой, а алтарному полотну соответствует лишь эскиз из Цюриха; по всей видимости, именно он был написан художником по заказу Дона Коголо ди Тьене.

Лаврова (1960) и Берхем (Barcham 1989) считали картину из собрания ГМИИ первым наброском композиционной идеи падуанского алтаря; к ним присоединились Джемин и Педрокко (Gemin, Pedrocco 1995), которые, несмотря на существенные различия, называли работу из Академии Каррара авторской репликой московской картины. Чесси (Cessi 1970) высказал мнение, что работа из собрания ГМИИ могла служить эскизом не для падуанского полотна, а для какой-либо другой алтарной композиции, возможно, оставшейся неосуществленной.

Исходя из надписи на обороте, указывающей, что картина была подарена Джандоменико его отцом, можно сделать следующее предположение. Полотно из ГМИИ либо представляет собой первый вариант решения алтарной композиции, отвергнутой заказчиком и остававшейся в мастерской художника, либо, что представляется более вероятным, предназначалась в подарок сыну и была написана как вариация на тему.

Как справедливо указала Артемьева (Artemieva 1999), решение фигуры Сан Массимо было использовано в алтарной композиции для монастыря Сан Джованни ди Вердара в Падуе (Городской музей, Падуя; Da Padovanino a Tiepolo 1997, № 220), где в той же позе изображен Сан Патрицио, епископ Ирландии.

В литературе московская композиция датируется периодом создания алтарного образа в Падуе: Морасси (Morassi 1962) относил к 1740-1745 годам, Берхем (Barcham 1992) - около 1745-го, а Джемин и Педрокко (Gemin, Pedrocco 1995) - к 1744-1745-му.

Происхождение: подарок Джамбаттисты Тьеполо сыну Джандоменико, после смерти которого архитектор Джанантонио Сельва приобрел ее у вдовы художника и отправил находившемуся тогда в России Джакомо Кваренги; собр. князей Долгоруких, затем, до 1918, собр. И.С.Остроухова, Москва; 1931 приобр. у Н.И.Остроуховой, Москва.

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 61-62; 1979-1980 Мельбурн-Сидней. Кат., р. 58-59, № 13; 1990-1991 Токио-Киото-Фукуока-Саппоро. Кат., № 50.

Литература: Кат. ГМИИ 1948, с. 78 (везде - Джамбаттиста Тьеполо); Кат. ГМИИ 1957, с. 138; Лаврова 1960, с. 49, 50 ил., 52-55; Кат. ГМИИ 1961, с. 183; Morassi 1962, р. 30, fig. 142; Либман 1962, с. 21 ил.; Путеводитель ГМИИ 1964, с. 118; Lavrova 1970, р. 126; Cessi 1970, р. 36; Никитюк 1980, с. 8; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 87; Альбом ГМИИ 1981, № 30-31 ил. (воспр. общий вид и фрагмент); Кат. ГМИИ 1986, с. 175; Альбом ГМИИ 1989а, № 142 ил.; Альбом ГМИИ 1988, № 12 ил.; Альбом ГМИИ 19896, № 194 ил.; Barcham 1989, р. 208-213; Маркова 1992, с. 343 ил.; Barcham 1992, р. 37; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 134; Кат. ГМИИ 1995, с. 206, 207 ил.; Gemin, Pedrocco 1995, p. 127, 279, № 357а; Guidebook 1995, p. 131; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 232; Artemieva 1999, p. 143-146, fig 1; Guidebook 2000, p. 234.

Сайты Музея