ТУРКИ, АЛЕССАНДРО, прозванный ОРБЕТТО или ВЕРОНЕЗЕ
КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА
Подпись на камне около ноги Иоанна Крестителя: ALEXANDER VERONENSIS F. Живопись в хорошем состоянии сохранности, под слоем слегка потемневшего загрязненного лака.
Евангельский сюжет: Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22.
Подписанная художником, картина из собрания ГМИИ является образцом так называемой светлой манеры веронского живописца, завоевавшего широкую известность, главным образом, своими «ночными» сценами, написанными на шифере и изображающими религиозные сюжеты при искусственном или ночном освещении.
Известны и другие варианты этой композиции, которые находятся в Музее Джероны (на хранении в Музее Прадо в Мадриде) и в одном из частных собраний; последняя ранее публиковалась как находящаяся в галерее Воена в Турине (Pulini 1996, fig. 23, 25). Отдельные мотивы и фигуры в этих картинах повторяются, хотя общее решение различно. Так в композиции сравнительно большого размера из частного собрания, написанной на холсте, фигура ангела справа представлена в той же позе, что и на московской картине. Работа из собрания ГМИИ, самая ранняя из трех, была исполнена в начале 1630-х годов. В стремлении художника к строгости композиционного решения, несомненно, сказались достаточно тесные контакты веронского художника с классицистической средой Рима, где его искусство получило высокую оценку.
Произведения Алесандро Турки пользовались большим успехом во Франции и находились в самых известных собраниях. В то время как картина ГМИИ ведет свое происхождение из коллекции Кроза в Париже, ее вариант, находящийся сегодня в частном собрании в Италии, в XVII веке принадлежал кардиналу Ришелье. Искусство веронского мастера, соединившее в себе классицизирующий стиль с «натурализмом» и колористическими традициями североитальянской живописи оказало большое влияние на французских художников.
Происхождение: 1772 из собр. Кроза (Париж) приобр. для Эрмитажа; 1862 передана в РМ; с 1924 в ГМИИ.
Архивные материалы: Tronchin 1772, № 123; Кат. Эрмитажа 1773, № 938 (Турки); Кат. Эрмитажа 1797; Опись Эрмитажа 1859, № 2595.
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 61.
Литература: Cat. Crozat 1755, № 22 (здесь и след. - Алессандро Варотари, прозв. Падованино); Cat. Ermitage 1774, p. 80, № 938 (здесь и далее - Турки); Livret 1838, р. 227; Кат. РМ 1862, с. 18, № 168; Андреев 1863, II, с. 143; Кат. РМ 1865, с 18, № 168; Guide dans la galerie 1872, p. 70, № 168; Путеводитель РМ 1876, с. 77, № 168; Путеводитель РМ 1887, с. 75, № 432а; Новицкий 1889, с. 69, 70; Путеводитель РМ 1898, с. 47, № 514; Кат. РМ 1901, с. 32, № 382 ; Илл. кат. РМ 1901, с. 5, № 306; Кат. РМ 1903, с. 40, № 386; Кат. РМ 1908, с. 73, № 683; Кат. РМ 1909, с 74, № 688; Кат. РМ 1910, с. 73 , № 688; Кат. РМ 1912, с. 99, № 51; Кат. РМ 1913, с 101, № 7; Кат. РМ 1915, с. 223, № 599; Brenzoni in Thieme-Becker XXXIII, 1939, S. 485 (упом. как Поклонение Пастухов, Кат. ГМИИ 1961, с. 182; Stuffmann 1968, р. 71, № 115 ill.; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 83; Кат. ГМИИ 1986, с. 174; Маркова 1992, с. 195 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с 206 ил.; Pulini 1996, р. 169, fig. 24; Turchi 1999, p. 29, 158, fig. 32.