ВАККАРО, АНДРЕА
МАРИЯ И МАРФА
Подпись слева внизу монограммой: AV Холст редкий полотняного плетения, дублирован. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака; отдельные утраты красочного слоя с изменившейся в тоне реставрационной ретушью, особенно заметные на участках темного фона.
Евангельский сюжет: Лк. 10:38-42. За пределами Италии изображение этого сюжета, как правило, сопровождалось жанрово-повествовательными подробностями. Следуя традиции, сложившейся в XVII веке в Италии, Андреа Ваккаро решает сцену как своеобразный диалог двух действующих лиц - Марии и Марфы (Pigler 1974, I, S. 450f.).
Андреа Ваккаро вначале прошел обучение у своего отца Пьетро Ваккаро, а затем у Джироламо Импарато. Из неаполитанских художников большое влияние на него оказали Массимо Станционе и Бернардо Каваллино, а среди работавших в Неаполе приезжих живописцев - Караваджо, Гвидо Рени и Ван Дейк. Именно они способствовали формированию творчества живописца, в произведениях которого эмоциональная напряженность караваджизма соединилась с элегантной рафинированностью классицизма. Типаж героев его произведений неизменно отмечен печатью элегантной утонченности.
Картина из собрания ГМИИ исполнена в зрелый период творчества художника, предположительно около 1640 года, и свидетельствует о его знакомстве с работами побывавших в Неаполе Гвидо Рени и Ван Дейка.
Близкий вариант композиции на тот же сюжет, но горизонтального формата, находящийся в одном из частных собраний Италии, был опубликован Марини (Marini 1974, ill. 65). Помимо этого Пиглер приводит еще одну картину на тот же сюжет из частного собрания в Лондоне (Pigler 1974, I, S. 451).
Происхождение: 1924 пост. из Шуваловского дворца-музея, Ленинград.
Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 21 (везде - Андреа Ваккаро); 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 19.
Литература: Коноплева 1923, с. 18, № 5 (здесь и далее - Андреа Ваккаро; здесь -Мария Магдалина покидает мирскую жизнь); Causa 1972, р. 915, № 327 ill.; Caravaggio and his Followers 1975, № 75-77 ill.; Маркова 1992, с. 274 ил.; Caravaggio and his Followers 1993, № 96 ill.; Кат. ГМИИ 1995, с. 140 ил.