ОРФЕЙ
Предпросмотр

ВАССАЛЛО, АНТОНИО МАРИЯ

ОРФЕЙ

Середина XVII века

холст, масло

75 х 110 см

Инв.: 2672

Подпись внизу на обломке камня: Anto Ma Vassl/P.

Холст редкий полотняного плетения, дублирован. В разных местах небольшие участки реставрационной ретуши; наиболее заметный - на изображении коровы слева. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака. На рентгенограмме видны авторские изменения: левее фигуры фавна просматривается перевернутое изображение медного таза.

На лицевой стороне справа номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 2418. На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 4448; там же чернилами: 174, полустертая сургучная печать Павла I и последний инвентарный номер Эрмитажа: Г.Э. 222.

Парная композиция - Сцена из детства царя Кира в Эрмитаже (инв. ГЭ 221).

Сюжет: Овидий. Метам., 10, 86-105. Орфей - легендарный фракийский поэт, изобретатель стихосложения и музыки, прославившийся искусством игры на лире, звуки которой укрощали диких животных, заставляли растения склонять ветви, а камни сдвигаться с места (Pigler 1974, II, S. 195f.).

В собрании лорда Уолпола и в Эрмитаже обе картины значились как работы Бенедетто Кастильоне. Авторство Вассало на основании обнаруженной подписи мастера определил Липгарт (1912). Весьма сложным моментом, вокруг которого в прошлом возникало немало разногласий, явилось определение сюжета. Главное место в московском полотне занимает изображение животных и фавнов среди пышной лесной растительности, в то время как фигура самого Орфея оказывается едва различимой в глубине пространства картины. На этом основании в описи собрания Уолпола резко отрицается подобная интерпретация сюжета и указывается на его связь с XIX одой Горация. В описании картины специально подчеркивается отсутствие ассоциации с мифом об Орфее (The Subject, which seems at first to be the Story of Orpheus, but certainly is not, from the principal Figure's being thrown into the distant Landscape...); это наводит на мысль, что в прошлом, до того как картина попала к Уолполам, ее сюжет уже связывали с мифом об Орфее. Липгарт (1912) дал картине название Вакх. В каталогах Эрмитажа с 1912 года авторство Вассалло остается неизменным, тогда как название постоянно меняется: Орфей в аду (1914), Сатиры и животные, внимающие песне Орфея (1916). Гроссо (Grosso 1922/23) и Лазарев (Lasareff 1930) публиковали ее под названием Орфей. Но и позднее в каталогах и путеводителях ГМИИ и Эрмитажа встречаются другие варианты названия.

О жизни и творчестве Вассалло, который принадлежит к наиболее талантливым и ярким живописцам генуэзской школы, до нашего времени дошли весьма скудные сведения; точно неизвестны даже даты его жизни. Всего две картины художника, исполненные на религиозные сюжеты, помечены годами создания - 1637 и 1648. Этого явно недостаточно для уяснения хронологии его творчества. Учился Вассалло у переселившегося в Геную фламандского художника Винченцо Мало. Именно ему автор картины из собрания ГМИИ обязан интересом к изображению животных в пейзаже и натюрмортных деталей, занимающих важное место в его работах. Вассалло приобрел широкую известность как анималист и автор пасторалей (Pittori genovesi a Genova 1969, p. 94, № 38).

В публикуемой картине, относящейся к периоду творческой зрелости, Вассалло обнаруживает себя блестящим мастером обоих жанров. Высокий уровень исполнения и выразительность колорита с его «горячей» цветовой гаммой позволяют рассматривать московское полотно как типичный образец направления так называемых неовенецианцев, neoveneziani, сложившегося в живописи Генуи и Рима середины XVII века.

Тот же мотив с изображением двух сатиров повторен в небольшой картине, называемой Мифологическая сцена, из Галереи Палаццо Бьянко в Генуе (х., м. 53 х 83; инв. 1097; Pagano, Galassi 1988, tav. 595).

Происхождение: 1736 собр. сэра Роберта Уолпола, 1-го графа Орфорда (1676-1745) в его лондонском доме на Даунинг-стрит; 1739 там же эту картину видел Вертью; позже перевезена в Хоутон-Холл, поместье на севере Англии; 1779 приобр. у Джорджа Уолпола, 3-го графа Орфорда, Екатериной II для Эрмитажа; с 1930 в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Уолпола 1736 (здесь и далее - Джованни Бенедетто Кастильоне. Вакх); Кат. Эрмитажа 1773, № 1567; Кат. Эрмитажа 1797, № 2418; Опись Эрмитажа 1859, № 4448 (Сатиры между животными и птицами).

Выставки: 1961 Москва. Кат., с. 22 (здесь и далее - Вассалло); 1997 Токио-Тендо-Оказаки-Акита. Кат., № 25.

Литература: Aedes Walpolianae 1752, p. 87 (здесь и далее – Кастильоне. Вакх); Aedes Walpolianae 1767, p. 87; Cat. Ermitage 1773, № 1567; Hand 1827, p. 295; Livret 1838, p. 204-205; Viardot 1844, p. 472 (Орфей); Липгарт 1912, с. 22-23 (здесь и далее - Вассалло. Вакх); Кат. Эрмитажа 1912, с. 74, № 1927 (номер сохр. в кат. Эрмитажа по 1916 включит.); Альбом Эрмитажа 1912, с. 39; Кат. Эрмитажа 1914, с. 129; Кат. Эрмитажа 1916, с. 129; Grosso 1922/23, р. 510, ill. 514 (Орфей); Лазарев 1930, с. 20 (Вакх); Lasareff S. 104, Taf. XXIVa (Орфей); De Logu p. 59, ill. 52; Vertue 1934, III, p. 9; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 110 (Сцена с фавном); Кат. ГМИИ 1948, с. 15 (здесь и далее - Сцена с фавнами); Альбом ГМИИ 1956, с. 7, табл. 17; Кат. ГМИИ 1957, с. 23; Кат. Эрмитажа 1958, с. 73 (Вакх); Кат. ГМИИ 1961, с. 32; Итальянская живопись 1964, с. 271 (Вакх); Виппер 1966, с. 113 (Орфей); Пятьдесят лет Картинной галерее 1974, б.п., зал № 12; Кат. Эрмитажа 1976, с. 81 (Сцена с фавнами); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 80; Vsevolozhskaya 1981, р. 294 ill.; Vsevolozh-skaya 1984, p. 249 (Вакх); Кат. ГМИИ 1986, с. 40 (здесь и далее - Орфей); Маркова 1992, с. 238-239 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 140-141 ил.; Orlando 1999, р. 143, № II.81.

Сайты Музея