НАПОЛЕОН НА ТРОНЕ С АЛЛЕГОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ МИРА И ПОБЕДЫ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

АППИАНИ, АНДРЕА

НАПОЛЕОН НА ТРОНЕ С АЛЛЕГОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ МИРА И ПОБЕДЫ

1806

дерево, масло

38 x 46 см

Инв.: 2102

Подпись и дата справа внизу: Appiani 1806. На ступенях трона надпись: MIHI SEMPER DEUS

На обороте справа вверху чернилами: abozzo del pittore appiani - 1806; в разных местах бумажные наклейки с номерами и надписями. Частично сохранившаяся наклейка: № 137 appia[ni]; справа внизу наклейка собрания герцога Лейхтенбергского: Herzoglich Leuchtenberg/ Majorats Fideicommis Matrikel II.3 Inventar № 44/44; и еще одна того же собрания: 115 Appiani; другая наклейка: Д 1454 Аппиани Лейхтенб. № 217 гнъ. В центре доски черной краской нарисован овал; в четырех местах следы красного сургуча.

В каталоге выставки 1861 года картина названа Портрет императора Наполеона I в одежде короля Итальянского; в каталогах собрания герцога Лейхтенбергского 1884 и 1886 фигурирует как эскиз.

Картина из собрания ГМИИ восходит к одной из композиций Аппиани, написанных в период с 1800 по 1807 годы в рамках обширной программы «Fasti di Napoleone», содержание которой выражалось в идее прославления французского императора. Этот цикл представлял собой грандиозный фриз с монохромными, имитирующими барельеф композициями и предназначался для украшения Зала кариатид в Палаццо Реале в Милане (все работы погибли в 1943 году; см.: Appiani 1997, р. 159-160). В какой-то мере судить об этом монументальном замысле позволяют четыре композиции, выполненные в технике офорта, на каждой из которых изображено по три медальона, посвященных победам Наполеона, и разделенных между собой аллегорическими фигурами, олицетворяющими Славу (Appiani 1997, р. 25). В композициях на медальонах использованы мотивы рисунков Аппиани для памятных медалей, изготовленных на Монетном дворе Милана между 1796 годом и самым началом XIX века.

Картина из ГМИИ повторяет композицию медали, посвященной победе Наполеона при Аустерлице, на что указывает надпись и дата: VICTORIA AUSTERLIZ MDCCCV. Наполеон изображен восседающим на троне, слева от него фигура Мира, присутствие которой связано с заключенным 26 декабря 1805 года мирным договором в Прессбурге; справа от Наполеона - фигура Победы, из рук которой император получает глобус, что указывает на общемировой, «глобальный», характер его завоеваний. По сравнению с медалью в картине введен мотив драпировки, призванный подчеркнуть торжественность замысла.

Дата 1806 на московской картине подтверждает ее связь с работой над циклом Fasti di Napoleone, а слово abbozzo в надписи на обороте определяет ее как эскиз. Картина ведет свое происхождение из собрания Евгения Богарне, вице-короля Италии и пасынка Наполеона, к которому она могла попасть непосредственно от Аппиани.

С картиной из собрания ГМИИ связан рисунок художника, запечатлевший Наполеона на троне (Графический кабинет Академии Брера, Милан; см.: Borghi 1948, р. 24).

Происхождение: 1814 собр. Евгения де Богарне; 1824-1918 собр. Герцогов Лейхтенбергских, Мюнхен-Петербург-Петроград; С 1918 в ГМФ; С 1920 в РМ; с 1924 в ГМИИ (1932 сдана в Антиквариат; 1937 вернулась в ГМИИ).

Выставки: 1861 Петербург. Кат., № 159; 1937 Передвижная. Кат., № 51.

Литература: Verzeichniss 1829, S. 19, № 69; Muxel 1841, № 69, S. 5 (воспр.; гравюра); Verzeichniss 1850, S.13, № 45; Passavant 1851, S. 35, № 182, Taf. 182 (воспр. гравюрой); Андреев 1862, I, № 181; Кат. герцога Лейхтенбергского 1884, с. 46, № 217; Кат. герцога Лейхтенбергского 1886, с. 46, № 217; Callari 1909, р. 152; Benezit 1911, I, p. 203; Кат. ГМИИ 1986, с. 22; Кат. ГМИИ 1995, с. 212-213 ил.

Сайты Музея