АНДРЕА БОНАЮТИ (или БОНАЮТО), прозванный АНДРЕА ДА ФИРЕНЦЕ
и мастерская
МАДОННА СО СВЯТЫМИ И АНГЕЛАМИ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. РАСПЯТИЕ
Переносной триптих
1370-е
90 x 62,5 (доска с авторским обрамлением). Размеры створок: центральная - 54 х 28; боковые - 54 х 14
Инв.: 232
Основой служит доска тополя; на центральной композиции - составлена из двух частей (шириной 12 и 18,5 см), на боковых створках – цельная. Тисненые орнаменты на нимбах, на изображении одежд и ковра, на полосах, обрамляющих поля створок. В центре вверху утрачен фрагмент авторского обрамления в форме трифолия.
В прошлом центральная композиция триптиха пострадала от пламени свечей, и под записью просматриваются следы выгоревших участков основы; на этом месте красочный слой был удален, и не ранее середины XIX века были написаны сцена Рождества, а на пределле – медальоны. Окружности нимбов, частично видимые над изображением сцены Рождества, указывают на то, что первоначально, в соответствии с традицией, там помещались фигуры святых либо ангелов (возможно, коленопреклоненных), по одной с каждой стороны.
Реставрация: 1973 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) – удаление позднего потемневшего загрязненного лака.
Относится к типу переносных триптихов-складней, получивших распространение во Флоренции, начиная со второй четверти XIV века. Обычно они выполнялись по частным заказам для домашних капелл.
Триптих поступил в музей как работа неизвестного флорентийского мастера третьей четверти XIV века. Лазарев (1959) приписывал его Никколо ди Томмазо; Бошкович и Беллози (устно, 1974) связали с именем Андреа Бонаюти. Трипс (Tripps 1996) включил складень из собрания ГМИИ в корпус флорентийской живописи как произведение мастерской Андреа Бонаюти. В качестве одной из наиболее близких аналогий можно назвать триптих, находившийся ранее в собрании лорда Ротермира в Лондоне (Tripps 1996, р. 196-200, pl. XXVII, 1-3). Тому же автору принадлежат и два небольших фрагмента триптиха, смонтированных на общую основу, с полуфигурными изображениями Архангела и Девы Марии (Музей Каподимонте, Неаполь; инв. Q 937). Трипc (Tripps 1996, р. 103-104, pl. III, 2-3) опубликовал их как работы самого Андреа Бонаюти, в то время как весьма схожий по манере и уровню исполнения триптих из собрания ГМИИ отнес к его мастерской; на наш взгляд, атрибуция этих произведений не может различаться.
Московский складень не уступает работам, публикуемым под именем самого мастера, хотя степень участия здесь мастерской представляется весьма вероятной. В этой связи обращает на себя внимание близость московского триптиха группе работ, которые Оффнер объединил под условным именем Мастер Мадонны Ладзарони (Boskovits 1975, р. 239 п. 169), анонимного художника из ближайшего окружения Андреа Бонаюти. Такие произведения, как Коронование Марии со святыми и ангелами из собрания Актон во Флоренции и фрагменты триптиха (боковые створки с изображением Распятия, трех святых и Благовещения), находившиеся ранее в собрании Исторического общества в Нью-Йорке (Boskovits 1975, fig. 415, 416), имеют много общего в манере исполнения с триптихом из собрания ГМИИ, но представляются работами более ремесленного уровня.
По мнению Трипса (Tripps 1996), поддержанному Бошковичем (устно, 1997), сцена Рождества на центральной створке относится к XV веку, с чем категорически нельзя согласиться. Внешне она лишь отдаленно имитирует стиль флорентийской живописи конца XV века, а на основании технологических данных может быть датирована второй половиной XIX века. Помимо всего прочего, изображение Рождества никак не согласуется с иконографическим и художественным контекстом триптиха. Подобное «вторжение» не могло произойти в XV веке, когда связь с предшествующей традицией еще не была прервана окончательно.
Андреа Бонаюти (Андреа да Фиренце), чье имя упоминается в документах Флоренции и Пизы, работал в основном во Флоренции, где и находится его самое знаменитое произведение - росписи так называемой Испанской капеллы, или Зала капитула, в церкви Санта Мария Новелла. Творчество художника отмечено тесными контактами с мастерами сиенской школы, особенно с Амброджо Лоренцетти и Бартоло ди Фреди.
Трипc относит московский триптих к 1370-м годам; Бошкович (устно, 1997), не подвергая сомнению авторство самого Андреа Бонаюти, датирует его около 1370 года.
Происхождение: 1919 из собр. Егорова (Москва) пост. в РМ (это Румянцевский музей); с 1924 в ГМИИ.
Выставки: 1918 Москва. Кат., № 119 (Мастер итальянской школы XIV века).
Литература: Лазарев 1959, с. 295 (Никколо ди Томмазо); Кат. ГМИИ 1961, с. 88 (Итальянский мастер XIV века, флорентийская школа); Кат. ГМИИ 1986, с. 179 (Флорентийский мастер второй половины XIV века, мастерская Никколо ди Томмазо); Маркова 1992, с. 62-64 ил. (здесь и след. - Флорентийский мастер второй половины XIV ве¬ка); Кат. ГМИИ 1995, с. 127 ил.; Tripps 1996, p. 45, 46, 193 n. 4, 201-203, pl. XXVIII-XXVIII (Мастерская Андреа Бонаюти).