ПОРТРЕТ МУЖЧИНЫ В КРАСНОМ БЕРЕТЕ С КНИГОЙ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

АНТОНЕЛЛО ДЕ САЛИБА (?)

ПОРТРЕТ МУЖЧИНЫ В КРАСНОМ БЕРЕТЕ С КНИГОЙ

1480 - 1490-е годы

дерево, масло по темперной подготовке

30 х 23,5 см

Инв.: 77

Основа - цельная доска тополя, паркетирована; волокна древесины направлены вертикально. В верхней части левее середины видны вертикальные трещины основы. По всей поверхности, в том числе на изображении лица, волос и рук, участки потемневшей реставрационной ретуши, существенно огрубляющей авторскую живопись.

Реставрация: 1945 (ГМИИ, П.Д.Корин и П.Т.Корина) - промыта от поверхностного загрязнения, удалены царапины; подведен грунт и сделаны тонировки на участках утрат авторской живописи (в разных местах живописного поля и по периметру на расстоянии 3 см от краев); 1980 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - регенерация помутневшего лака, уточнены изменившиеся в тоне реставрационные тонировки.

В собрании Щукина портрет считался произведением Чимы да Конельяно, а в картотеке, составленной Виппером и Блохом в 1919-1920 годах, приписывался Марко Базаити и под этим именем поступил в ГМИИ. Лазарев (устно) вначале разделял эту атрибуцию, которая в течение долгого времени была закреплена за картиной, а затем изменил свое мнение в пользу Антонелло де Салибы, чье авторство предложил Гращенков (1960). В поддержку такого определения высказывался Дзери (устно, 1968); Лазарев подтвердил это мнение в 1972 году в пометках на полях рецензируемого им рукописного каталога итальянской живописи. Хайнеман (Heinemann 1991), знакомый с портретом в подлиннике, вновь отнес его Марко Базаити и датировал около 1503.

Атрибуция произведения представляет не простую задачу, отчасти из-за состояния сохранности живописи. При небольшом размере портрета даже незначительные участки реставрационной ретуши, частично выполненной еще в XIX веке, возможно, перед тем как картина попала на антикварный рынок, снижают представление об уровне его исполнения, несколько меняя характер и выражение лица изображенного.

Внимательный анализ произведения не позволяет с уверенностью приписать его ни Марко Базаити, ни Антонелло де Салибе, к работам которого близка лишь композиционная схема. Небольшой портрет из собрания ГМИИ отличается лаконизмом и строгостью решения: взгляд мужчины устремлен на зрителя, силуэт фигуры ясно читается на фоне голубого неба и далекого пейзажа. В общих чертах эта портретная схема утвердилась в венецианской живописи раннего Возрождения, в творчестве Джованни Беллини, Антонелло да Мессины и других мастеров последней четверти XV века. Однако в отличие от них в картине из ГМИИ важную роль играет изображение рук, которые передают определенное действие (левая поддерживает книгу, а правая, держащая перо, прислонена к груди), нарушая статичность целого. Подобная портретная схема не типична для работ итальянских, в частности венецианских, мастеров этого времени. Как справедливо отмечал Гращенков (1996), она восходит к нидерландским образцам.

Круг произведений, принадлежащих Антонелло де Салибе, в стилистическом отношении остается недостаточно ясным. Среди приписываемых ему работ можно указать на картину с изображением Святого Себастьяна из собрания Умберто Серистори во Флоренции, которую с портретом из ГМИИ сближает общий принцип расположения фигуры на поле композиции и несколько упрощенная, лаконичная манера передачи объема фигуры и моделировки лица. В 1490-е годы художник побывал в Венеции, где оставался до 1497 года. Известно, что он копировал картины своего знаменитого дяди, Антонелло да Мессины, и Джованни Беллини. Одной из работ в этом жанре является восходящая к Антонелло Мадонна Аннунциата из Галереи Академии в Венеции (инв. 183; Moschini Marconi 1955, p. 43-44, № 41), в которой можно усмотреть определенную параллель московскому портрету.

Картина из собрания ГМИИ, по всей видимости, была создана в Венеции в 1480 - 1490-е годы.

Происхождение: собр. князей Кочубей в их имении на юге России; приобр. Д.И.Щукиным за 200 рублей; 1890 у Д.А.Постникова, Москва; с 1918 в Музее старой западной живописи, Москва; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Опись коллекции Щукина б.г., № 102 (здесь и след. - Марко Базаити); Картотека собрания Щукина 1919-1920, л. 80 (Мужской портрет в красной одежде).

Выставки: 1972 Москва. Кат., с. 33 (Антонелло де Салиба ? Мужской портрет).

Литература: Прахов 1905, с. 165, табл. 134 (Итальянский мастер XV века); Сидоров 1920, с. 26 ил. (в тексте - Венецианский мастер XV-XVT века; подпись под ил. - База[и]ти); Альбом ГМИИ 1956, с. 6, табл. 4 (Марко Базаити); Кат. ГМИИ 1957, с. 10 (Марко Базаити ?); Гращенков 1960, с. 36-44, ил. (Антонелло де Салиба); Кат. ГМИИ 1961, с. 11 (Марко Базаити); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 19 (здесь и след. - Антонелло де Салиба); Кат. ГМИИ 1986, с. 22; Heinemann 1991, p. 98, № МВ.86 bis, fig. 89 (Марко Базаити); Маркова 1992, с. 126 ил. (здесь и далее - Антонелло де Салиба); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 97; Guidebook 1995, р. 94; Кат. ГМИИ 1995 с.116 ил.; Гращенков 1996, с. 277, 401 прим. 258; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 164.

Сайты Музея