МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

БАККИАККА (ФРАНЧЕСКО УБЕРТИНИ)

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ

Около 1520 года

дерево, темпера, масло

29 х 23 см

Инв.: 186

Основа - цельная доска предположительно тополя, толщиной 10 мм, края которой с оборота в позднее время были стесаны на скос и закрашены темной мастикой; волокна древесины направлены вертикально; по краям авторской основы со всех сторон прикреплены деревянные планки (вверху и по бокам шириной 15 мм, внизу - 10 мм). Под красочным слоем на изображении фигур просматривается контурный рисунок карандашом, а на архитектурных элементах видна графья от перевода с подготовительного картона. Утраты красочного слоя с участками реставрационной ретуши левее середины - по трещине вверху и внизу, а также в нижней части на изображении плаща Мадонны и на граничащем с ним основании трона. Небольшие выкрошки по всей поверхности. Складки плаща Мадонны несколько огрублены реставрационной прописью. В разных местах потертости красочного слоя, особенно заметные на пейзажном фоне, написанном тонким слоем.

Реставрация: 1964 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - удаление слоя потемневшего загрязненного лака; старые записи сняты не полностью (см. выше).

В картине представлен редкий иконографический мотив: Мадонна изображена сидящей на массивном саркофаге; стоящий на ее колене Младенец Христос сжимает в руке небольшую птичку-щегленка - символ Страстей Христа и Воскресения. Невысокая глухая стена отделяет передний план от виднеющегося вдали пейзажа. Для небольших работ, выполнявшихся как молельные образы для индивидуального поклонения, наиболее типичным было поясное изображение Мадонны с Младенцем на руках. При всей камерности мотива картина из ГМИИ построена скорее по принципу монументального церковного образа, представляющего Богоматерь в рост, сидящей на троне.

Атрибуция традиционная, авторство художника сомнению не подвергалось. Композиционный замысел произведения, характеризующийся простотой и ясностью, отвечает идее классического Ренессанса. Построение композиции и принцип организации пространства определяют четкие архитектурные формы переднего плана, развивающегося в глубину уступами, словно контрастирующие с легкостью живописного исполнения пейзажа.

Само изображение трона в виде массивного блока, напоминающего саркофаг, восходит к работам Пьетро Перуджино, учителя Баккиакки. В нашей картине, однако, данный мотив в большей мере имеет религиозно-символический смысл: саркофаг - это гробница, и, таким образом, тема искупительной смерти, указанием на которую служит изображение щегленка, становится лейтмотивом картины. В подобном раскрытии темы Баккиакка сближается с творчеством доминиканского монаха Фра Бартоломео, окрашенным религиозными идеями Савонаролы. В качестве примера можно сослаться на алтарный образ Фра Бартоломео из Собора в Лукке. Фигура Младенца и его поза восходят к работам Андреа дель Сарто - близкого друга художника, оказавшего большое влияние на его становление. Еще раз этот мотив встречается в изображении Христа в картине Баккиакки Мадонна с Младенцем и Святой Анной из собрания лорда Ярборо в Англии (Nikolenko 1966, fig. 55), где фигуре Мадонны придана сходная поза.

Картина из собрания ГМИИ относится к раннему периоду творчества мастера и принадлежит к числу лучших произведений этого времени. Близкой работой того же периода является небольшая композиция Товий с ангелом из Галереи Уффици во Флоренции (инв. 5352). Их сближает не только характер фигур, но и почти эскизно намеченный второй план. Свободно трактованные пейзажные мотивы часто встречаются в рисунках художника, и некоторые из них своей «формалистической» смелостью напоминают наброски мастеров более позднего времени (Кабинет рисунков и гравюр Уффици, Флоренция, инв. 1314Е, 1318Е, 1355Е, 1357Е, 1359Е, 1360Е). В московской картине, как и в графических листах, художник передает кроны деревьев свободными горизонтальными мазками, положенными перпендикулярно стволам.

Лазарев (Lasareff 1923a) датировал работу из ГМИИ двадцатыми годами XVI века, Николенко (Nikolenko 1966) - около 1520 года.

Происхождение: собр. графов Шуваловых в Санкт-Петербурге; 1924 пост. из Шуваловского дворца-музея, Ленинград.

Выставки: 1973 Будапешт. Кат., с. 6, № 2.

Литература: Коноплева 1923, с. 36, № 47 (везде - Баккиакка); Lasareff 1923a, р. 86-88 ill.; ЕЕ. 1924, с. 43; Salvini in Thieme-Becker 1939, XXXIII, S. 522 (как ранее находившаяся в собрании Шуваловой); Кат. ГМИИ 1961, с. 12; Nikolenko 1966, р. 41, fig. 20 (ошибочно - как находящаяся в Эрмитаже); Кат. ГМИИ 1986, с 23; Маркова 1992, с. 122 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с 82 ил.

Сайты Музея