ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

БАЛЬДУЧЧИ, ДЖОВАННИ, прозванный КОШИ

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

дерево, масло

86 х 60

Инв.: 3818

Основа - доска тополя, составленная в щит из двух частей; паркетирована; волокна древесины направлены вертикально. В разных местах, особенно по стыку и трещинам доски, участки потер­тостей, а также утрат красочного слоя, покрытых реставрационной ретушью.

Реставрация: 1961 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - удаление потемневшего загрязненного лака и частично поздних записей.

Описанный в Евангелии от Матфея (Мф. 2:1-11) сюжет Поклонения волхвов приобрел в итальянской живописи широкую популярность, а его изображение опиралось на устойчивую традицию. В картине из собрания ГМИИ сцена разворачивается на переднем плане на фоне архитектурных руин. Справа в про­филь изображена Мария с Младенцем Христом на коленях. Позади нее два ангела, слева - Иосиф. Каспар, старший из волхвов, преклонил колени перед Христом; несколько поодаль стоят Мельхиор и неф Бальтазар. Свита волхвов, как это характерно для трактовки сюжета, демонстрирует знаки их восточного происхождения. Принесенные волхвами да­ры наделялись символическим смыслом: золото - знак уважения к Царству Хрис­тову; ладан - признание божественности Христа; миро, употреблявшееся при бальзамировании, указывало на гряду­щую смерть Христа.

Картина поступила в ГМИИ под име­нем Джироламо Макьетти; это имя предложил Виппер на основании якобы существовавшей подписи монограммой I.M.F. (ее следы впоследствии не были обнаружены). Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога.

Данная композиция находит много­численные аналогии в творчестве Джованни Бальдуччи; среди них наиболее известное произведение художника - цикл фресок в Ораторио деи Претони (церковь Джезу Пеллегрино) во Флоренции (Ammanati 1977), а среди станковых композиций - Христосво славе с апостолами (собр. Корсини, Нью-Йорк; см.: Nissmann 1969, р. 25-26, cat. 14, fig. 5), исполненная как эскиз алтарной композиции в Ораторио деи Претони.

Фигурная группа в картине восходит к композиции Федерико Цуккаро из Музея Джироламини в Неаполе, особенно близкой работе из собрания ГМИИ, в том числе и по размеру (92 х 58). Последняя считается подготовительным эскизом для большой алтарной композиции, на­писанной Цуккаро в 1564 году на мраморе для капеллы Гримани в церкви Сан Франческо делла Винья в Венеции (Cantalamessa 1902, р. 49-52). В Кабинете рисунков и гравюр Уффици во Флоренции хранится подготовительный рису-нок мастера (Rearick 1959, р. 136, fig. 22, 23). Эта работа пользовалась широкой известностью и была гравирована, в частности, Корнелисом Кортом (1533/36-1578; Bartsch (TIВ) 1986,52, р. 47, № 38 (59) ill.; Hollstein V, p. 45, № 51), а в ряде живописных композиций, в том числе и самого Федерико, использовались отдельные ее мотивы.

Факт обращения Бальдуччи к работам Федерико Цуккаро закономерен, пос­кольку обоих художников связывали тес­ные узы сотрудничества: в 1575-1579 го­дах под его руководством Бальдуччи принимал участие в росписи купола фло­рентийского Собора. Сходное компози­ционное решение, мотив руин с аркой и лестницей встречаются в картине Поклонение волхвов учителя Бальдуччи, Джованни Баггисты Нальдини (Дрезденская картинная галерея; д., м. 81 х 63,5; инв. 88). Тот же мотив фигурной группы был повторен Бальдуччи в двух рисунках - из Музея изящных искусств в Лилле (инв. 939; Chatelet 1970, р. 24, № 7, fig. 3) и Го­сударственных графических собраний Мюнхена (инв. 21132; Barocchi 1965, р. 263, fig. 106е).

Происхождение: приобр. в I960 у Г.М.Верпуховской, Москва.

Выставки: 1970 Москва. Кат., № 32 ил. (Итальянский мастер XVI века).

Литература: Маркова 1992, с. 175 ил. (здесь и след. - Бальдуччи); Кат. ГМИИ 1995, с. 82 ил.

Сайты Музея