РОЖДЕНИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

БАЛЬДУЧЧИ, ДЖОВАННИ, прозванный КОШИ

РОЖДЕНИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

дерево, масло

71 x 55

Инв.: 132

Основа - доска тополя толщиной 25 мм, составленная в щит из трех частей; волокна древесины направлены вертикаль­но. На обороте два паза для врезных сквозных шпонок (сами шпонки утраче­ны). Живопись в хорошей сохранности, под слоем слегка потемневшего лака.

На обороте вверху надпись: VASARI; в разных местах три красные сургуч­ные печати.

Сюжет упоминается лишь в Евангелии от Луки (Лк. 1: 57-64). Представленная в нашей композиции версия, согласно которой при рождении присутствовала Дева Мария, державшая младенца Иоан­на на руках, восходит к Золотой леген­де (Leg. Aur.).

В собрании Юсуповых автором карти­ны считался Джорджо Вазари, а надпись на обороте картины позволяет предпо­лагать, что такое определение имеет дав­нюю традицию; сюжет определялся вначале как Рождество Христово, затем - как Рождество Богородицы. Виппер (устно) приписывал Нальдини, а Лазарев (Lasareff 1966), опубликовавший картину под именем этого художника, ссылался на его фреску в капелле Альтовити церкви Санта Тринита деи Монти в Риме, считая работу из ГМИИ законченным эскизом-моделло. Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога.

Небольшая композиция со сценой Рождение Иоанна Предтечи в росписи Нальдини располагается на своде капеллы. При сходстве отдельных мотивов, она в целом отлична от работы, хранящейся в ГМИИ. Произведения, близкие нашей картине по типажу и манере исполнения, в прошлом было принято связывать с Нальдини, а в последнее время  их относят к кругу работ его ученика Джованни Бальдуччи, чье творчество становится предметом более пристального внимания. Московская композиция находит аналогии в ряде работ художника, среди которых - Рождение Иоанна Предтечи и Проповедь Иоанна Предте­чи, исполненные для церкви Сан Джо­ванни деи Фьорентини в Неаполе.

Упомянутое Рождение Иоанна Пред­течи из неаполитанской церкви, решенное в композиции горизонтального формата, значительно огрублено реста­врацией, от которой особенно постра­дали лица; и все же мотивы отдельных фигур находят близкие параллели с публикуемой картиной.

Подготовительный рисунок к композиции из ГМИИ хранится в Альбертине в Вене (инв. 589; Birke, Kertesz 1992, S. 321; без ссылки на нашу картину); в прошлом он приписывался Нальдини, а в настоя­щее время, в соответствии с атрибуцией Паунси, — Бальдуччи. По сравнению с рисунком, в картине заметны неболь­шие изменения, в частности, отсутствует одна женская фигура в группе на перед­нем плане, справа изменена поза женщи­ны, сидящей у камина (изображение самого камина в рисунке отсутствует).

Происхождение: между 1827 и 1837 пост. в собр. князей Юсуповых (внача­ле в московском доме, с 1837 - в Пе­тербурге); 1919 из собр. З.Н.Юсуповой перешла в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Опись Юсупова 1837, л. 66, № 237 [по Московско-му дому], ящик № 46 (здесь и след.: Вазари. Рождество Христово); Реестр картин Юсупова 1837, л. 5 об, № 237 [по Московскому дому], ящик № 46; Опись Юсупова 1850, л. 130 об., № 26 - в Николаевской [по СПб.,дворец на Мойке] (Вазари. Рождест­во Богородицы).

Выставки: 1918 Москва. Кат., № 126 (Вазари. Рождество Богородицы).

Литература: Musee Ybussoupoff 1839, p. 67, № 319 (Вазари. Рождество Богородицы); Путеводитель музея 1934, с. 54; Кат. ГМИИ 1957, с. 101 (здесь и далее - Нальдини); Кат. ГМИИ 1961, с. 135; Lasareff 1966, р. 586, 589, 590, tav. 380; Кат. ГМИИ 1986, с. 128; Маркова 1992, с. 172; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 99; Guidebook 1995, р. 98; Кат. ГМИИ 1995, с. 106-107 ил.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 170.

Сайты Музея