ЛЕТО. СТРИЖКА ОВЕЦ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

БАССАНО, ФРАНЧЕСКО МЛАДШИЙ (ФРАНЧЕСКО ДА ПОНТЕ)

ЛЕТО. СТРИЖКА ОВЕЦ

Конец 1570-1580-х годов

холст, масло

82 х 125 см

Инв.: 20

Холст полотняного плетения, дублирован. В разных местах следы утрат, особенно по краям, где видны наиболее обширные участки реставрационной ретуши; потертости красочного слоя по всей поверхности; слой слегка потемневшего загрязненного лака.

Поступила как работа Франческо Бассано; в инвентаре ГМИИ имеется запись: «шла как работа Бассано». Считалась произведением школы Леандро Бассано; Смирнова (1976) предположила авторство самого Леандро раннего периода. Арслан (Arslan 1960) полагал, что по манере и уровню исполнения она близка Франческо Бассано.

Картина из собрания ГМИИ - одно из многочисленных повторений композиции Франческо Бассано из серии Времена года, первая версия которой была создана Якопо Бассано. Дошедшие до нас повторения представляют собой переработки, возникшие в конце 1570-1580-х годов в мастерских сыновей Якопо Бассано - Франческо и Леандро. Согласно завещанию 1621 года, Джироламо Бассано оставил серию Времена года своему garzone Маркантонио. Теперь эти работы находятся в Кастелло Сфорцеско в Милане (инв. 71; приписываются Якопо или Джироламо Бассано) и в Музее истории искусства в Вене (в данной серии имеются изображения знаков зодиака).

Композиция Лето известна во многих вариантах; в общей сложности их насчитывается не менее восьми. По своему художественному уровню среди них выделяются экземпляры из Вены (Май и июнь, школа Франческо Бассано, инв. 4302; Venturi 1929, IX, 4, р. 1270-1271) и Милана (ошибочно как Весна, приписывается Якопо или Джироламо Бассано, инв. 71; Arslan 1960, I, p. 289). Рассматривая венское полотно, Арслан ссылался на два других варианта композиции - из ГМИИ и Галереи Эстензе в Модене; последний он приписывал Леандро Бассано (инв. 415; Arslan 1960, I, p. 381). Другие варианты композиции находятся в Эрмитаже в Петербурге (инв. 232; Фомичева 1992, с. 67, № 33), в Музее изобразительных искусств в Штутгарте (инв. 472), в Лувре в Париже (инв. 1431), в Музее города Либерец в Чехии. Полотна этой группы различаются по художественному качеству, в них имеются и расхождения, касающиеся решения пейзажа, отсутствует изображение знака зодиака.

В сравнении с другими вариантами картина из ГМИИ отличается несколько меньшим размером, а по уровню исполнения является одной из лучших, что очевидно, несмотря на отдельные дефекты сохранности.

Данную композицию (по-видимому, экземпляр, находящийся в Вене либо в Кастелло Сфорцеско) гравировал Ян Саделер Старший (1550 - около 1600) при участии брата, Рафаэля Саделера (1555-1628; Le Blanc 1854-1856, III, p. 400, № 180; Hollstein 1980, XXI, p. 166, № 507; XXII, p. 149, № 507 ill.).

Происхождение: из собр. С.А.Кусевицкого в Москве пост, в ПТ; с 1924 в ГМИИ.

Выставки: 1915 Москва. Кат., № 4 (Школа Леандро Бассано).

Литература: Эттингер 1915, с. 66 (Школа Леандро Бассано); Arslan 1960, I, р. 357, 381 (близка Франческо Бассано); Кат. ГМИИ 1961, с. 13 (здесь и след. - Франческо Бассано); Путеводитель ГМИИ 1964, с. 67-68 ил.; Смирнова 1976, с. 137 прим. 40 (Леандро Бассано?; та же композиция из собр. Кастелло Сфорцеско в Милане воспр. под названием Весна); Кат. ГМИИ 1986, с. 24 (здесь и далее - Мастерская Франческо Бассано); Маркова 1992, с. 153 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 82 ил.

Сайты Музея