БАССАНО, ЛЕАНДРО (ЛЕАНДРО ДА ПОНТЕ)
МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ (ХРИСТОС В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ)
Подпись справа внизу: «LEANDER [D]A PONTE BASSis EQVES F»
Легкая деформация основы. Живопись в хорошем состоянии сохранности; справа от изображения головы Ангела - участок утраты красочного слоя под реставрационной ретушью.
Евангельский сюжет: Мф. 26: 36-46; Мк. 14: 32-43, Лк. 22: 39-47; Ин. 18:1-3, повествующий о последней молитве Христа в Гефсиманском саду, где, преданный Иудой, он был взят под стражу. Во время молитвы Христос произнес: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39).
В центре композиции изображен коленопреклоненный Христос перед ангелом, протягивающим ему чашу. На переднем плане - трое учеников Христа, объятых сном - Петр, Иаков, Иоанн. Справа вдали светом факелов освещены входящие в Гефсиманский сад стражники с толпой людей, готовые взять Христа.
Картина из собрания ГМИИ восходит к подписной композиции Франческо Бассано (Художественный музей Ринглинг, Сарасота; Arslan 1960, I, p. 222), относящейся к циклу Страстей Христовых, выполненному в середине 1580-х годов для церкви Сант Антонио в Брешии. Кисти Франческо принадлежит и подписной вариант этой композиции в собрании Каламаи во Флоренции. Вариант из Галереи Палатина в Палаццо Питти во Флоренции (инв. 443; Arslan 1960, I, p. 216) не имеет подписи, но по манере письма считается близким к произведениям Франческо Бассано. Картина горизонтального формата на холсте из Городского музея в Бассано дель Граппа (инв. 329) в каталоге музея приписывается Леандро (Magagnato, Passamani 1978, p. 36); того же мнения ранее придерживался и Арслан (Arslan 1931, р. 276), позднее принявший авторство Франческо Бассано (Arslan 1960, I, p. 214). Другие варианты этой темы находятся в Галерее Эстензе, Модена (инв. 416; предположительно Леандро), Национальной галерее, Парма (инв. 476; предположительно Франческо), Галерее Академии, Венеция (инв. 393, 395), Эрмитаже, Санкт-Петербург (инв. 2263; Мастерская Бассано). Некоторые из них приписываются Леандро, но чаще - мастерской Бассано. Высказывалось также мнение, что прототипом для всех композиций на данный сюжет послужил не дошедший до нас оригинал Якопо Бассано.
Леандро был третьим из сыновей Якопо Бассано и младшим братом Франческо. Он работал в Бассано дель Граппа, а с 1588 года обосновался в Венеции. Известно, что Леандро завершал многие из незаконченных работ Франческо в связи со смертью последнего в 1592 году.
Самому Леандро принадлежат несколько вариантов, а также повторений композиции Моление о чаше (Пинакотека, Ватикан; инв. 709; Музей, Загреб; инв. 274; собр. Молинари Праделли, Марано ди Кастеназо близ Болоньи, и др.), из которых картина ГМИИ, без сомнения, является лучшей.
Слово EQVES в подписи указывает на то, что к моменту написания произведения Леандро уже имел дворянский титул, пожалованный ему дожем Марино Гримани, правившим в Венеции с 1595 года. Это обстоятельство дает основание для датировки картины из собрания ГМИИ не ранее 1595 года. Арслан (Arslan 1960) датирует ее 1595-1600 годами.
Данная тема широко разрабатывалась и в мастерской Бассано, где трудились все члены этой семьи. Так, упоминавшаяся выше композиция из Городского музея в Бассано дель Граппа, которую Арслан приписал вначале Леандро, а затем Франческо Бассано, на наш взгляд, является более поздним повторением широко растиражированного сюжета, исполненным в мастерской Бассано уже в начале XVII века. Она была написана позднее московской картины, возможно, служившей образцом автору, то есть уже после смерти Франческо, когда мастерскую возглавил Леандро.
Происхождение: в 1936 приобр. у Наяшковой, Москва.
Литература: Кат. ГМИИ 1957, с. 10-11 (Христос в Гефсиманском саду); Arslan 1960, I, р. 265; II, ill. 325; Кат. ГМИИ 1961, с. 13 (Христос в Гефсиманском саду); Donzelli, Pilo 1967, p. 76; Смирнова 1976, с. 140 прим. 26; Magagnato, Passamani 1978, p. 36; Кат. ГМИИ 1986, с. 24; Маркова 1992, с.154-155 ил.; Фомичева 1992, с. 66; Кат. ГМИИ 1995, с. 82 ил.