МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ ПОД АРКОЙ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

БУТИНОНЕ, БЕРНАРДИНО

последователь (?)

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ ПОД АРКОЙ

Около 1485-1495

дерево, темпера, позолота

93 х 48 см

Инв.: 1545

Основа - доска тополя толщиной 24 мм (стык справа на расстоянии 11,3 см от края), составленная в щит из двух частей, с вертикальным направлением волокон древесины. Деформация основы. Позолота на нимбах, на изображении арки, включая розетки и капители колонн, на изображении каймы по краю плаща Мадонны и бахромы на зеленой ткани, в которую завернут Младенец. Темный фон над изображением арки - поздний; полоса реставрационной ретуши вдоль правого края. Участки неравномерно потемневшего лака. На обороте доски наклейка Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Народном Комиссариате по Просвещению с надписью: Неизв. итал. худ. XV в. Богоматерь с младенцем. Влад.: гр. Шереметев. № 116; инв. № 21770; другая наклейка с № 181.

Подобный тип изображения, когда Мадонна представлена в рост, восходит к ранним образцам христианской живописи и достаточно редко встречается в искусстве Италии XV-XVI веков. Здесь он соединен с несравненно более близким итальянским художникам изображением Мадонны, держащей на руках Младенца.

В Остафьеве считалась работой неизвестного мастера падуанской школы; с тем же определением поступила в ГМИИ. Лазарев (устно, 1920-е) приписывал Бернардино Бутиноне, под именем которого картина поступила в музей. Вместе с Андреевой-Шилейко относил к позднему периоду творчества художника, когда он находился под влиянием Леонардо да Винчи. Вернувшись к атрибуции произведения в статье 1964 года, Лазарев (Lasareff 1964) приписал его последователю Бутиноне и отметил, что изображение Младенца Христа восходит к Мадонне Бенуа Леонардо. Это послужило основанием для датировки московской картины, исполненной, по мнению Лазарева, около 1485-1495.

Изображенный в картине пейзаж свидетельствует не только о знакомстве ее автора с работами Леонардо да Винчи, но и об интересе к живописи северных мастеров, а для картины в целом характерно соединение ломбардских традиций с художественным опытом падуанско-феррарской школы. Это во многом объясняет обращение в определенный период к имени Бернардино Бутиноне в качестве предполагаемого автора нашей работы. Однако прямое сходство с произведениями мастера отсутствует.

Сомнения в атрибуции высказывали (устно) Дзери, Руссоли, Паллуккини. Бошкович (письмо от 12.04.1990) связывал картину ГМИИ с творчеством малоизвестного мастера Якопино де Моттис.

Одно, время автор каталога придерживался более общего определения - «ломбардский мастер». В настоящем издании мы возвращаемся к атрибуции «последователь Бутиноне», поскольку именно так она остается известной в литературе. В частности, в одной из последних публикаций Натале (Natale 1987) назвал автором московской композиции «un raro e anonimo seguace del Butinone» (одного из немногочисленных анонимных последователей Бутиноне).

Происхождение: приобр, в Италии П.П.Вяземским в середине XIX века; в усадьбе Остафьево под Москвой (собр. Вяземских-Шереметевых); 1924 из Музея-усадьбы «Остафьево» пост. в ГМИИ.

Литература: Кат. ГМИИ 1957, с. 20 (здесь и след. - Бутиноне); Кат. ГМИИ 1961, с. 29; Lasareff 1964, р. 83-90 (здесь и далее - Последователь Бутиноне); Wassermann 1971, р. 314 n. 13, fig. 4; Wassermann 1982, р. 42, tav. 45; Кат. ГМИИ 1986, с. 36; Natale 1987, р. 88, 97-98 n. 61; Квятковская 1990, с. 162, 177, ил. 183 (в тексте - Неизвестный итальянский художник XV века, в подписи под ил. - Последователь Бутиноне); Маркова 1992, с. 100 ил. (Ломбардский мастер последней четверти XV века); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 93 (здесь и след. - Последователь Бутиноне); Guidebook 1995, р. 93; Кат. ГМИИ 1995, с. 101 ил. (Ломбардский мастер конца XV века); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 160-161 (Последователь Бутиноне).

Сайты Музея