ФРАНЧЕСКО Д'АНТОНИО ДА АНКОНА
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ. ХРИСТОС И СВЯТЫЕ
Полиптих из четырнадцати частей
Вторая половина XIV века
199 x 238,3 см
Инв.: 2500
Подпись и дата в центре внизу на основании трона Мадонны: MATER FRANCISCVS ANTONII DEANCONA.ME.PINXIT. ANNO.D.M.CCC.L. Ниже дата повторена еще раз полностью: ANNO. DOMINI. MILLEXIMO. TRECENTEXIMO. NONAGEXIMO. III.
Размеры отдельных частей полиптиха: центральная композиция нижнего рядa: Мадонна с Младенцем - 136 х 55; боковые створки - 106 х 26,5-26,7 каждая; центральная композиция верхнего ряда: изображение Христа - 50 х 27; боковые створки - 30 х 18 каждая. Основа каждой створки - цельная доска тополя толщиной 35 мм; волокна древесины направлены вертикально. Фрагмент с изображением Марии Аннунциаты не сохранился (в верхнем ряду справа от изображения Христа) и был восполнен в XIX - начале XX века. На всех створках - тисненые орнаменты по золоту на нимбах и одеждах. Красочный слой на изображении плаща и власяницы Иоанна Крестителя утрачен почти полностью. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака. Старая рама полиптиха не сохранилась, монтировка современная.
На разных частях полиптиха надписи с именами изображенных святых. По правую руку от Мадонны - Иоанн Предтеча с традиционной надписью на ленте ЕССЕ ANGNVS DEI (Се Агнец Божий); Святой Франциск Ассизский, демонстрирующий свои раны, с Распятием в руке и надписью внизу: S F[RAN]CISCVS; Святой Лаврентий с решеткой, атрибутом мученичества, в руке и надписью на вороте одеяния: LAVR[ENTIVS]. По левую руку от Мадонны - Святой Власий в епископском облачении с книгой и скребком, атрибутом мученичества, и надписью на вороте одеяния: VLATIVS; Святая Екатерина Александрийская с короной на голове, книгой, пальмовой ветвью, символом мученичества, и надписью внизу: S[AN]T[A] CATERINA; Святой Стефан с книгой, пальмовой ветвью и камнями на голове, атрибутом мученичества, и надписью внизу: STEFANVS, а также на вороте одеяния: [S]TEFANVS.
До поступления в ГМИИ полиптих считался работой неизвестного мастера сиенской школы XIV века. Произведение, которому Лазарев посвятил специальное исследование (Lasareff 1971), является единственной подписной работой Франческо д'Антонио да Анкона. Имя автора полиптиха в том виде, как оно запечатлено в подписи, нигде больше не встречается. Лазарев полагал, что автор полиптиха, происходивший, как указывает подпись, из Анконы, работал в городе Орвьето, находившемся в орбите художественного влияния Сиены. В документах Собора города Орвьето встречаются имена Франческо д'Антонио ди Чекко, который упоминается в 1370 году как помощник Уголино ди Прете Иларио, а с 1373 по 1378 как его сотрудник, и Франческо ди Антонио, монах Бадии. Сан Сальваторе в Монте Амиато. Ньоли отождествил последнего с Франческо д'Антонио ди Чекко, имя которого после 1378 года в документах не упоминается (Gnoli 1923, р. 119). Лазарев считал автора полиптиха из ГМИИ и Франческо д'Антонио ди Чекко да Орвьето одним лицом (различие в написании имени для того времени не было редкостью); этот художник был помощником Уголино ди Прете Иларио. Тодини (Todini 1989), на которого в основном ссылаются авторы зарубежных публикаций, лишь повторил идею Лазарева; Лукко (Lucco in Consigli 1993) не разделяет этого мнения и указывает на различия в манере исполнения московского полиптиха и произведений, приписываемых Франческо д'Антонио ди Чекко. Бошкович (устно, 1980-е) относил наш памятник к кругу работавшего в области Марки, в частности в Фабриано, Франческуччо Гисси, предполагаемого ученика Алегретто Нуцци, испытавшего влияние находившихся в Марках флорентийских художников, в частности Мазо ди Банко и Бернардо Дадди. Ученый полагал, что Франческо д'Антонио да Анкона находился с Гисси в тесном творческом контакте.
Сопоставление полиптиха с работами Франческуччо Гисси, на наш взгляд, не подтверждает это мнение. Лукко (устно, 1997) указал на стилистическую близость полиптиха группе произведений анонимного художника, условно называемого Маэстро ди Сант Иво. По его мнению, это обстоятельство позволяет отождествить последнего с Франческо д'Антонио да Анкона.
Лазарев полагал, что помимо самого Франческо д'Антонио над произведением работали еще двое - помощник мастера, исполнивший изображения Святой Лючии и Святой Клары, а также подмастерье, который написал фигуры музицирующих ангелов на рельефных частях композиции над арками.
В предложенном Лазаревым прочтении подписи есть спорные места. Это касается начального слова и даты, завершающей верхнюю строку. Первое слово Лазарев интерпретировал как FACIEB, что вряд ли возможно, поскольку в подписи использован другой глагол с тем же значением PINXTT. Исходя из шрифтовых особенностей надписи, первое слово может быть интерпретировано как MATER аббревиатура слова MAGISTER, означающего «мастер». Расхождение в датах на верхней и нижней строках подписи Лазарев объяснил тем, что при заполнении верхней строки художник не смог уместить дату полностью. С этим также нельзя согласиться, поскольку там, где еще остается место для нанесения цифр, лежит пропись зеленым цветом, перекрывающим цвет полосы, по которой проходит подпись автора. Можно предположить, что эта запись была сделана с целью выдать полиптих за более старое произведение еще в далеком прошлом, и потому краска на участке прописи почти не отличается от авторского слоя. Истинной датой исполнения полиптиха, соответствующей его стилю, следует считать 1393 год. Тодини (Todini 1989), по-видимому, не совсем ясно представляя себе характер и расположение подписи, дал ей ошибочную интерпретацию. Начало подписи, а именно: FACEB[AT] [FRANCISCVS...] ANNO D[OMINI] MCCCL, по его мнению, принадлежит Франческуччо Гисси, при ступившему к работе над полиптихом в 1350 году. Основная же часть полиптиха, как он считает, была исполнена позднее Франческо д'Антонио да Анконой и им же подписана и датирована: FRANCISCVS ANTONII DE ANCONA ME PINXI[T] / ANNO DOMINI MILLEXIMO TRECENTEXI МО NONAGEXTMO. На этом весьма произвольном толковании подписи Тодини строил свое предположение о соавторстве двух художников.
Происхождение: находился у Изюмова, Москва; от него перешел к художнику Павлову, Москва; затем к антиквару С.П.Тюнину, Москва (сведения из инвентарной книги ГМИИ); 1927 из магазина Деткомиссии (Москва) пост, в ГМИИ.
Литература: Лазарев 1959, с. 301, прим. 345; Lasareff 1971, р.12-23 ill.; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 17; Кат. ГМИИ 1986, с. 182; Альбом ГМИИ 1988, с. 11; Todini 1989, р. 70 ill, 507-510; Маркова 1992, с. 67-71 ил.; Lucco in Consigli 1993, p. 32; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 88; Guide-book 1995, p. 88; Кат. ГМИИ 1995, с 130 ил.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 152.