ДЖОВАННИ ДИ БАРТОЛОМЕО КРИСТИАНИ
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ НА ТРОНЕ С ПРЕДСТОЯЩИМИ АНГЕЛАМИ
Первоначально являлась центральной композицией полиптиха. Основа - доска тополя толщиной 35 мм, составленная в щит из трех частей. Доска сильно изъедена жуком-точильщиком. Закрашенное коричневой краской поле по сторонам от стрельчатой арки - позднее. Нимбы и частично орнаменты гравированы по золоту. Узорчатый ковер на троне Мадонны, в орнаменте которого видны диковинные цветы, птицы, обезьяны, исполнен в сложной технике, сочетающей гравировку по позолоте, темперу и лаки. Живопись в хорошем состоянии сохранности, небольшие утраты красочного слоя восполнены ретушью.
Вверху по сторонам от завершающей композицию стрельчатой арки, обозначенной рельефом, - два одинаковых герба в виде треугольных (варяжских) щитов, принадлежность которых не установлена.
На обороте доски номера предыдущих коллекций: внизу (черной краской) номер по Описи Эрмитажа 1859 года - 7214; вверху - 362 (синей краской) и рядом - 2 (белой краской); выше середины в центре - сургучная печать.
Реставрация: 1974 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - частичное укрепление деревянной основы, поврежденной жуком-точильщиком; удален поздний потемневший загрязненный лак, утраты красочного слоя восполнены маслом.
Работа являлась центральной композицией полиптиха, боковыми створками которого служили изображения Святого Ромуальда (?) (д., т. 122,5 х 42,5; инв. 271), Святого Андрея (д., т. 122 х 42; инв. 274) из Эрмитажа, Святого Варфоломея и Святого Доминика (д., т. 122 х 42,6 каждая; инв. 17, 19) из Музея Бандини во Фьезоле.
Не представляется возможным указать атрибуцию произведения в период, когда оно находилось в собрании Бейне, поскольку в каталоге Прохорова 1879 года сведения о его датировке и принадлежности к какой-либо местной школе или кругу отсутствуют; это относится и к предшествующему ему рукописному каталогу 1865 года, где памятник назван «Божья Матерь с младенцем Иисусом Христом, сидящая на престоле (готическом), вокруг ее четыре ангела, два стоят позади престола, и два пред нею стоят на коленях и играют один на скрипке, а другой на бандуре». В период пребывания в Эрмитаже наша композиция считалась работой неизвестного флорентийского мастера XIV века и одно время приписывалась школе Орканьи. Андреева-Шилейко одно время называла автором Амброджо Бальдезе, а затем определяла как работу Джованни ди Бартоломео Кристиани (Шилейко-Андреева 1927), на авторство которого одновременно с ней указал и Лазарев (Lasareff 1928).
Заслуга реконструкции пятичастного полиптиха, в котором московская композиция занимала центральное место, принадлежит Дзери (Zeri 1961; 1991b). Створки с изображением Святых Ромуальда и Андрея из Эрмитажа приписывались Нардо ди Чьоне и Нардо ди Чьоне с вопросом. Лазарев высказывался в пользу их принадлежности школе художника, не исключая при этом авторства Джоттино. Как произведения Джованни ди Бартоломео Кристиани были определены Дзери; он же придерживался мнения, что на одной из панелей Эрмитажа изображен не Святой Ромуальд, а Святой Бенедикт.
Створки из Музея Бандини Ван Марле приписывал Джованни Бонси (Van Marie 1924, III, p. 408), а окончательное определение авторства принадлежит Оффнеру (Offner 1956, р. 192), включившему их в список произведений Джованни ди Бартоломео Кристиани; там же упомянута и композиция из собрания ГМИИ, но без указания на ее связь с другими частями полиптиха; упоминание створок Эрмитажа отсутствует.
О жизни Джованни ди Бартоломео Кристиани сохранились весьма отрывочные сведения. Он упоминается в документах города Пистойи, а с 1366 года его деятельность засвидетельствована во Флоренции, где он предположительно был помощником Нардо ди Чьоне. Полиптих, центром которого служила композиция из собрания ГМИИ, следует рассматривать как одно из капитальных произведений художника, чьи работы свидетельствуют о высоком уровне профессионального мастерства и незаурядном колористическом даре.
Изображения музицирующих ангелов, представленных обычно коленопреклоненными перед троном Марии, а также ангелов, расположенных выше, по сторонам от трона, встречаются в разных работах художника, в частности, в триптихе из собрания Актона во Флоренции и в композиции Мадонна с Младенцем и ангелами из Городского музея в Пистойе (собрание Пуччини; инв. 465; Marcucci 1965, р. 131, № 92; Cat. Museo Civico di Pistoia 1982, p. 197, № 102). В полиптихе из Сан Джованни Фуорчивитас в Пистойе (Offner 1956, р. 192) аналогичные изображения сопровождают помещенный в центре образ Иоанна Евангелиста. Последний полиптих помечен 1370 годом и является наиболее ранним из датированных произведений Джованни ди Бартоломео Кристиани. Публикуемую композицию из ГМИИ, как и весь полиптих, принято относить к раннему, воссозданному усилиями Оффнера (Offner 1956), периоду его творчества, к 1365-1370 годам. Такая датировка основывается на стилистических особенностях произведения, в котором традиции пизано-пистойской школы, определившие формирование мастера, соединились с чертами, присущими работам флорентийской школы. Так, влияние Нардо ди Чьоне и Никколо ди Томмазо становится особенно заметным в зрелых работах Джованни ди Бартоломео Кристиани.
Сходный мотив музицирующих ангелов встречается в одном из триптихов Нани ди Якопо из Пистойи, находившегося под сильным влиянием Джованни ди Бартоломео Кристиани (Boskovits 1991). Возможно, данный мотив был заимствован именно из композиции ГМИИ.
Происхождение: между 1841-1852 куплена в Италии, предположительно во Флоренции, Карлом-Августом Бейне, профессором архитектуры при Имп. Академии художеств в Петербурге; около 1860 приобр. для Музея древнерусского искусства Академии, откуда в 1896 пост. в Русский музей в Петербурге, а в 1910 - в Эрмитаж; с 1924 в ГМИИ.
Архивные материалы: Кат. Прохорова 1865, л. 8 об., № 1 (без атрибуции); Опись Эрмитажа 1859, № 7214 (Неизвестный флорентийский мастер XIV века).
Литература: Прохоров 1879, с. 43, № 5 (без атрибуции); Кат. Эрмитажа 1912, с. 143, № 1977 (здесь и след. - Неизвестный художник флорентийской школы XIV века; номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1916); Альбом Эрмитажа 1912, с. 175 ил.; Кат. Эрмитажа 1916, с. 134 (Неизвестный художник итальянской школы XIV века); Воинов 1922, с. 76; Шилейко-Андреева 1927, с. 30-31 ил. (здесь и далее - Джованни ди Бартоломео Кристиани); Lasareff 1928, р. 31-33, fig. 7 (подпись под ил. ошибочна и относится к fig. 4); Offner 1956, р. 192; Лазарев 1959, с. 302; Кат. ГМИИ 1961, с. 103; Zeri 1961, р. 220-223, fig. 5; Berenson 1963, I, p. 51; Dizionario Bolaffi 1974, VI, p. 40-41; Boskovits 1975, p. 148, 317, tav. 164c; Fremantle 1975, p. 264, № 536; Offner 1981, р. 65; Boskovits in Dizionario biografico degli italiani, 31, 1985, p. 16; Кат. ГМИИ 1986, с. 99, ил. 5; Pittura in Italia 1986, p. 579; Boskovits 1991, p. 48, 50, 84; Zeri 1991b, p. 36, 37, fig. 44; Маркова 1992, с. 54-57 ил.; Кустодиева 1994, с. 11, 211; Кат. ГМИИ 1995, с. 99 ил.; Пятницкий 1996, с. 312 ил., 317-319.