ЯКОБЕЛЛО ДЕЛЬ ФЬОРЕ
РАСПЯТИЕ С ПРЕДСТОЯЩИМИ МАРИЕЙ, ИОАННОМ ЕВАНГЕЛИСТОМ И МОНАХАМИ-КАРМЕЛИТАМИ
Предположительно фрагмент алтарной композиции. Основа - цельная доска тополя толщиной 30 мм; волокна древесины направлены горизонтально. На живописи в разных местах потертости и потемневшие тонировки, особенно заметные по трещинам доски. Общая загрязненность поверхности. Надписи с именами над головой Марии: МА. OI., над головой Иоанна: S. IOHANES. EV.
Реставрация: 1965 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - удалены вздутия грунта; воском залиты отверстия жука-точильщика; удалены темные пятна неравномерного слоя лака и загрязнений.
Сюжет см.: Мф. 27: 33-56, Мк. 15:22-41, Лк. 23: 33-49, Ин. 19:17-37. Традиция помещать по сторонам от Распятия фигуры Девы Марии и Святого Иоанна Евангелиста появляется не ранее VI века. Примечательной особенностью следует считать введение в нее групп монахов-кармелитов, заказчиков произведения. В собрании Щекина считалась работой Якопо Аванци, затем - падуанской, с вопросом, школы XIV века. Позднее в основной инвентарь ГМИИ внесена как работа неизвестного мастера падуанской школы XIV века в соответствии с устным определением Лазарева, который связывал ее с именем Гварьенто, одного из ведущих мастеров Падуи, и находил стилистическое сходство с Распятием из Галереи в Ферраре и с композицией Пъета из церкви Эремитани в Падуе (Лазарев 1959). Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога (Маркова 1977; Markova 1982). В одной из музейных публикаций (Демская 1979) ошибочно фигурирует под вымышленным именем «Якобелло Якобелли»; такого мастера в истории искусства не существует.
Распятие с предстоящими из собрания ГМИИ обнаруживает близость группе работ, связываемых с ранним периодом творчества Якобелло дель Фьоре. Художник сформировался под влиянием венецианской живописи позднего треченто, в том числе Джованни да Болоньи, а также падуанского мастера Гварьенто. В ранний период предположительно работал в разных центрах на адриатическом побережье, в частности, в Пезаро. Со временем Якобелло испытал влияние Джентиле да Фабриано, сыгравшего решающую роль в сложении зрелой манеры мастера, характеризующей его как одного из ярких представителей позднеготического стиля в Венеции. Творчество Якобелло дель Фьоре протекало в Венеции и в области Марки.
В качестве аналогий к публикуемой композиции следует указать на Распятие из собрания Мариеллы де Дзоти в Брешии (Zeri 1971, р. 37, fig. 34,35) и на другое Распятие из Городского музея Падуи (инв. 1197; Da Giotto al Mantegna 1974, № 68; Da Giotto al Tardogotico 1989, ill. № 70), а также на принадлежавший ранее собранию Ледерер в Вене небольшой триптих, хранящийся теперь в одной из частных коллекций Швейцарии (Natale 1978, р. 88, № 47; Pittura nel Veneto 1989, I, fig.19). Таже характерная манера письма и экспрессия образов отличают и композицию Оплакивания с предстоящими из Киевского музея западного и восточного искусства (инв. 149-ж), в которой фигуры, как и в Распятии из ГМИИ, помещены на красном фоне. К этой же группе относится и несколько небольших переносных алтарей, среди которых триптих с Коронованием Марии из Пинакотеки Маласпина в Павии (инв. 190; Pinacoteca Malaspina 1981, p. 157), триптих из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, еще один из Галереи Эстензе в Модене (Galleria Estense 1990, p. 22, fig. 30) и ныне разрозненный полиптих из Торре ди Пальме. Указанный круг памятников, по общему признанию, относится к венецианской школе конца XIV века, однако вопрос определения авторства вызывает здесь разногласия; их приписывают то кругу Якобелло, то кругу Николо ди Пьетро. Так, в 1952 году Болонья (Bologna 1952, р. 9-Ю) назвал автором небольших переносных алтарей анонимного художника Маэстро дельи Альтаролй (Maestro degli Altaroli), а Колетти (Coletti 1953, p. 10) отнес триптих из Павии вместе с триптихом из венецианской Академии (инв. 14) к ранней фазе творчества Якобелло дель Фьоре. Несколько лет спустя (1964) для обозначения этой группы памятников Паллуккини (Pallucchini 1964, р. 212) предложил другое условное имя, вошедшее в научный обиход, Маэстро ди Торре ди Пальме (Maestro di Torre di Palme); по его мнению, этот анонимный художник испытал влияние Лоренцо Венециано и Джованни да Болоньи и, видимо, был современником Якобелло дель Фьоре.
Негро (Negro 1994) приписал работу из собрания ГМИИ анонимному Мастеру Распятия из Пезаро (Maestro del Crocifisso di Pesaro), работавшему в венецианской провинции на рубеже XIV-XV веков. При сравнении московской композиции с Распятием из Епископского дворца в Пезаро, основным произведением этого художника (Fioritura tardogotica 1998, p. 226), атрибуция Негро не выдерживает критики. Де Марки (De Marchi 1997) вернулся к атрибуции, предложенной автором каталога, и справедливо указал на сходство с небольшим триптихом из Национального музея в Стокгольме (инв. 2099). Отметив более обобщенный по сравнению с другими произведениями характер исполнения (un esecuzione piu sommaria), он связал московскую композицию с мастерской художника. Такое впечатление во многом объясняется состоянием сохранности красочного слоя, на котором имеются многочисленные утраты, потертости и следы реставрационных вмешательств.
Якобелло дель Фьоре возглавлял обширную мастерскую, однако имена многих из его учеников и помощников не сохранились. В их числе, по-видимому, были такие художники, как Маэстро ди Ченеда (Maestro di Ceneda) и Маэстро ди Челлино Аттаназио (Maestro di Cellino Attanasio). После смерти учителя мастерская перешла к его ученику Эрколе ди Якобелло (Chiappini di Sorio 1989).
Тесная связь работы из собрания ГМИИ с творчеством Якобелло дель Фьоре не вызывает сомнений, однако не исключено, что она могла быть исполнена в его ближайшем окружении; предположительная датировка - около 1405 года.
Происхождение: 1900-е приобр. М.С.Щекиным в Италии; 1909 дар Щекина.
Архивные материалы: Опись собрания Щекина 1909, л. 1, № 3 (Якопо Аванци); Инвентарь Музея изящных искусств 1900-е - 1924, П, № 1785 (Падуанская ? школа XIV века).
Литература: Путеводитель музея 1917, с. 117, № 7 (Неизвестный мастер падуанской школы XIV века. Голгофа); Лазарев 1959, с 311-312 (Гварьенто); Маркова 1977, с. 392-399, ил. (Якобелло дель Фьоре); Демская 1979, с. 160 ил. (ошибочно как Якобелло Якобелли); Markova 1982, р. 13,19, fig- 2,4 (здесь и далее - Якобелло дель Фьоре); Маркова 1991, с. 18; Маркова 1992, с. 78 ил.; Markova 1992, р. 25,30, 31 ill.; Путеводитель ГМИИ 1994, с 84; Negro 1994, р. 20-25 (Мастер Распятия из Пезаро); Кат. ГМИИ 1995, с. 133 ил. (здесь и след. - Якобелло дель Фьоре); Guide-book 1995, р. 89; De Marchi 1997, p. 21 п.73 (Мастерская Якобелло дель Фьоре); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 156 (здесь и след. - Якобелло дель Фьоре); Fioritura tardogotica 1998, p. 213.