МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ЯКОПО ТОРРИТИ

МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС

Конец XIII века

камень, смальта

52,5 х 43,2 см

Инв.: 2859

Фрагмент мозаичной композиции, которому еще в начале XVII века был придан вид станкового произведения; в ХIХ веке мозаика была заново смонтирована и оформлена в сохранившуюся до сих пор деревянную раму. Существенно искажена антикварными переделками и дополнениями, относящимися к XVII-XIX векам. Оригинальными можно признать лишь саму фигурку Младенца, за исключением периферийных участков изображения одежды, а также фрагмента, расположенного ниже его рук. Фон, нимб и участок голубого цвета в левом нижнем углу - поздние. Поверхность мозаики загрязнена.

В описях собрания кардинала Бенедетто Джустиниани, а затем его брата Винченцо Джустиниани указано на происхождение фрагмента из старой базилики Сан Пьетро (Danesi Squarzina 1999). В описи 1621 года работа приводится под № 175 как «Un quadro de musaico grosso dentro a un telaro di legno con l'efflgie di nostra Signore pucto che tiene una mano sopra il mondo» (Картина из большой мозаики, заключенная в деревянную раму, представляющая младенца Господа нашего, держащего руку на сфере), а в описи 1638 года, составленной по смерти кардинала в связи с наследованием коллекции его братом маркизом Винченцо Джустиниани, дано уже более развернутое описание: «Un quadro di una mezza figura di un Christo bambino di musaico antico levate dalla & a fabrica di S.Pietro chiuso in una Cassa di legno alt. pal. 3 in circa larg. 2» (Древняя мозаичная картина с изображением полуфигуры младенца Христа, извлеченная из названной базилики Сан Пьетро; заключена в деревянный ящик высотой 3 пальми, шириной около 2-х).

В Румянцевском музее, вместе с двумя другими фрагментами из собрания Севастьянова, считалась частью композиции Рождество Христово и относилась к «цветущей эпохе этого вида искусства, к X-XI векам». В ГМИИ поступила как римская мозаика византинизирующего стиля ХII-ХIII веков.Фрагмент из собрания ГМИИ являлся частью мозаичной композиции надгробного памятника папе Бонифацию VIII, находившегося в старой базилике Сан Пьетро в Ватикане (Romanini 1969, р. 84). Эта идея, высказанная Томеи (Tomei 1990) и Этингоф (Etinhof 1991), нашла поддержку среди исследователей. Позднее Томеи отождествил другой фрагмент, изображающий голову Мадонны (Tomei 1996, р. 123-131, fig. 1-2).

Гробница папы Бонифация VIII (24.12.1294 - 11.10.1303) была закончена еще при жизни папы, что было явлением уникальным; она располагалась на западной входной стене старой ватиканской базилики Сан Пьетро. Проект был заказан Арнольфо ди Камбио, а сооружение гробницы велось между 25 января 1295 и 6 мая 1296 года. Выполнение мозаичной композиции, фрагментом которой является работа из ГМИИ, было заказано Якопо Торрити, к этому времени уже имевшему опыт сотрудничества с Арнольфо ди Камбио. Факт соавторства двух прославленных мастеров находит документальное подтверждение. Наиболее ранним свидетельством является акварельная зарисовка Доменико Тасселли да Луго из его знаменитого Album (Ватикан, Апостольская библиотека; Danesi Squarzina 1999, p. 1196 п. 10), послужившая образцом для Джакомо Гримальди. Апостольский протонотариус Гримальди по указанию папы Павла V Боргезе (1605- 1621) в начале XVII века составил точное описание ватиканской базилики и всего, что находилось внутри на момент проведения работ по ее реконструкции. В своих рисунках он фиксировал перенос реликвий, алтарей, произведений искусства, проводившийся в связи с разбором старой и возведением новой базилики Сан Пьетро. В 1620 году эти материалы были оформлены в виде кодекса рисунков Instrumenta autentica (Апостольская библиотека, Архив Сан Пьетро, Ватикан; Grimaldi 1972, р. 44, fig. 7). Что касается гробницы Бонифация VIII, то в материалах Гримальди имеется латинский текст с ее описанием, подтверждающий авторство Торрити: «Imaginem vero Deiparae Virginis ас sanctorum apostolorum Petri et Pauli, Petri in dextera et Pauli in sinistra, necnon Sancti Bonifatii quarti, quern princeps apostolorum offert beatae Virgini, pinxit vermiculato opere Iacobus Torriti, ut in libro picturarum in hac basilicae demolitione conficiendo clarius videre licet».

Понять общий композиционный замысел утраченной гробницы папы Бонифация VIII помогает аналогичный надгробный памятник кардиналу Гульельмо Дурандо в Санта Мария сопра Минерва, отмеченный печатью стиля Арнольфо ди Камбио (Roma nel Duecento 1991, p. 224-225). Центральным мотивом композиции мозаики являлось заключенное в круг изображение Мадонны с Младенцем; по сторонам от него располагались фигуры Святого Петра, представляющего заказчика произведения, и Святого Павла. В литературе было отмечено сходство мозаики Торрити с композицией Пьетро Каваллини, Riquadro votivo, исполненной для Бертольдо Стефанески, из церкви Санта Мария ин Трастевере (Poeschke 1983, р. 425; воспр.: Mattiae 1972, tav. XL-XLVI). По всей видимости, оба художника опирались на общие образцы, имевшие в то время широкое хождение.

Бонифаций VIII, который, как известно, пригласил в Рим молодого Джотто, для осуществления замысла своей гробницы также привлек выдающихся мастеров того времени - архитектора и скульптора Арнольфо ди Камбио и художника Якопо Торрити, одного из ведущих мастеров в живописи Рима конца XIII века, имевшего большой опыт работы в технике мозаики. Сохраняя в целом верность византийским традициям, он в своем творчестве, ориентированном во многом на пластическую выразительность, сумел поставить новые художественные проблемы, отвечавшие задачам времени. Эти черты его стиля в полной мере проявились и в принадлежащем ГМИИ фрагменте мозаичной композиции гробницы Бонифация VIII, которая принадлежит к группе значительных работ Торрити, относящихся к последнему десятилетию XIII века. Среди них исполненная в 1291 году мозаика в апсиде базилики Сан Джованни ин Латерано, дошедшая с большими переделками, а также самая известная из работ мастера, мозаика Коронование Марии 1295 года, украшающая апсиду базилики Санта Мария Маджоре в Риме. Непосредственно после этого Торрити выполнил мозаичную композицию гробницы Бонифация VIII, которая стала последней из документально подтвержденных работ мастера. Томеи (Tomei 1990) полагает, что она, как и фрагмент из Бруклинского музея в Нью-Йорке, была исполнена около 1296 в период работы художника над сценами из жизни Марии в апсиде Санта Мария Маджоре, заказанными папой Николаем IV.

Происхождение: находилась в Риме у антиквара Бонико, где в 1863 была приобр. П.И.Севастьяновым; дар Севастьянова (Москва) в РМ (инв. МПРМ № 305); 1924 передана в ГИМ; с 1932 в ГМИИ.

Архивные материалы: Архив Севастьянова, л. 36-37 (фрагмент композиции Рождество Христово X-XI веков).

Выставки: 1975 Москва-Ленинград. Кат. 1977, III, № 982 ил. (XIV в. Италия ?; возможно, выполнена в XIX в. по образцам XIV в.; сведения о происхождении не точны); 2000 Рим. Кат., № 80 ил.

Литература: Отчет РМ 1864, с. 101-102 (здесь и далее - мозаика X-XI вв.); Кат. РМ. Отд. древностей 1906, с 9; Долгов 1913, с 187-188; Tomei 1990, р. 129, fig. 170 (здесь и далее - Якопо Торрити); Etinhof 1991, р. 34-36,37-38 n, tav. IVb, fig. 4-6; Roma nel Duecento 1991, p. 395 a89; Tomei 1996, p. 128-129, 131,fig.7;Boskovits 1997, p. 8,15, fig 3c; Danesi Squarzina 1999, p. 1190-1191,1194-1195, fig. 6; Bonifacio VIII e il suo tempo 2000, p. 140, № 80 ill.

Сайты Музея