МОНАКО, ЛОРЕНЦО (ПЬЕТРО ДИ ДЖОВАННИ)
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И АНГЕЛАМИ (МАДОННА СМИРЕНИЕ)
До перевода живописи на холст, осуществленного в Петербурге известным реставратором А.Сидоровым, основа состояла из двух досок (след стыка с участками потемневшей реставрационной ретуши проходит посредине); волокна древесины были направлены вертикально. Перевод живописи на холст и реставрация в целом отрицательно сказались на сохранности произведения: многочисленные участки реставрационной ретуши на местах утрат красочного слоя, наиболее заметные вдоль трещин старой основы. Поверхность покрыта потемневшим загрязненным лаком. На нимбах и подушке - тиснение по золоту. На обороте холста надпись: Переложена с дерева на холстъ 1889 года А.Сидоровъ. Рама с нанесенными на ней надписью AVE MARIA GRATIA PLENA (Радуйся, Благодатная) и датой АМСССС (1400) представляет собой позднюю имитацию старой рамы-табернакля; возможно, воспроизводит надпись и дату, утраченные при реставрации и переводе картины на новую основу.
Мадонна Смирение (итал. Madonna dell'Umiltà) - один из традиционных типов изображения Богоматери в итальянской живописи, начиная с XIV века. Дева Мария представлена сидящей на земле, на небольшой подушке, являя тем самым истинный образец смирения. Средневековые теологи почитали смирение тем зерном, из которого произрастают все другие добродетели; от Марии «произрос» Христос.
Уже в собрании Хомякова значилась под именем Лоренцо Монако и с таким определением поступила в музей. В стилистике произведения нетрудно усмотреть как связь с произведениями флорентийских художников Аньоло Гадди и Николо ди Пьетро Джерини, повлиявших на его творческое формирование, так и близость традициям сиенской живописи, которым он был обязан своим тяготением к изящному стилю, построенному на плавности линий, изысканности цветовых отношений. В работе из собрания ГМИИ, относящейся к раннему периоду творчества мастера, уже достаточно отчетливо выражены черты позднеготического стиля, одним из видных представителей которого во Флоренции стал Лоренцо Монако. Состояние сохранности произведения не позволяет в должной мере оценить его художественные достоинства.
Можно привести ряд убедительных аналогий из числа композиций, созданных мастером в первом десятилетии XV века. Среди них датируемая 1395-1400 годами Мадонна с Младенцем и ангелами из Музея Фицуильям в Кембридже (инв. 550; Boskovits 1975, tav. 458), Мадонна с Младенцем и ангелами из Музея Метрополитен в Нью-Йорке (инв. 09.91), датируемая 1400-1405 годами работа из собрания Национальной пинакотеки в Болонье (инв. 501) и Мадонна Смирение 1404 года из Колледжаты в Эмполи (Boskovits 1975, tav. 459, 460), представляющая собой центральную часть триптиха. Дзери (устно, 1968) высказывал предположение, что Мадонна из ГМИИ исполнена в мастерской Лоренцо Монако, а в качестве аналогии указывал на хранящуюся в Ватикане пределлу (инв. 193) триптиха из лондонской Национальной галереи (инв. 215, 216). Айзенберг (Eisenberg 1989) опубликовал картину как работу самого мастера, сославшись на близость с композицией из собрания Галереи Академии во Флоренции (Мадонна с Младенцем и святыми, инв. 470). С этим мнением полностью солидарен и автор данного каталога.
Бошкович (Boskovits 1975) считал возможным отождествить произведение из ГМИИ с тем, которое в начале столетия видел в Москве Вульф (ссылка на этот факт приведена у Сирена, см.: Sirén 1905). Московская работа исполнена в ранний период деятельности Лоренцо Монако во Флоренции, где в 1391 году он стал монахом камальдулийского монастыря Санта Мария дельи Анджели. Фримантл (Fremantle 1975) датировал ее 1400 годом; Бошкович (Boskovits 1975) - между 1405 и 1410; Айзенберг (Eisenberg 1989) - около 1408-1410.
Происхождение: на основании сведений, содержащихся в архивных документах Д.А.Хомякова, работа происходит из Палаццо Строцци во Флоренции; в 1880-1890 приобр. Хомяковым в Италии; 1901 дар Хомякова (Москва) в РМ; с 1924 в ГМИИ.
Архивные материалы: Список собрания Хомякова 1901, № 1.
Литература: Кат. РМ 1901, с. 33, № 403 (везде - Лоренцо Монако); Илл. кат. РМ 1901, с. 6, № 323; Отчет РМ 1901, с. 60; Кат. РМ 1903, с. 41, № 408; Sirén 1905, р. 190; Кат. РМ 1908, с. 77, № 713; Кат. РМ 1909, с. 77, № 718; Кат. РМ 1910, с. 77, № 718; Кат. РМ 1912, с. 95, № 12; Кат. РМ 1913, С 102, № 12; Кат. РМ 1915, с 204, 220, № 571; Lasareff 1924b, p. 124-126 ill.; Van Marie 1927, IX, p. 130; Suida in Thieme-Becker 1929, XXIII, S. 392 (здесь и след. - как находящаяся в РМ); Berenson 1932, р. 300; Путеводитель музея 1934, с. 44; Berenson 1936, р. 258; Pudelko 1938, р. 238 n. 13; Кат. ГМИИ 1948, с. 52-53; Кат. ГМИИ 1957, с. 95; Лазарев 1959, с. 205; Кат. ГМИИ 1961, с. 128; Berenson 1963, I, p. 120; Boskovits 1975, р. 349; Fremantle 1975, р. 371, № 752; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 16; Кат. ГМИИ 1986, с. 108; Eisenberg 1989, р. 147-148, fig. 2; Альбом ГМИИ 1989а, № 92 ил.; Freuler 1991, р. 226; Markova 1992, р. 22, 31; Маркова 1992, с. 74 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 89-90; Metropolitan Museum 1994, p. 234; Guidebook 1995, p. 88-89; Кат. ГМИИ 1995, с. 103 ил.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 154.