СВЯТОЙ АВГУСТИН
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

МАРТИНИ, СИМОНЕ

СВЯТОЙ АВГУСТИН

1322-1323

дерево, темпера, позолота

66 х 49,3 см

Инв.: 222

Основой, по всей видимости, служила цельная доска тополя с вертикальным направлением волокон древесины. В XIX веке авторская доска была стесана с оборота до минимального слоя и сдублирована на новую основу; при осуществлении этой операции произведение было незначительно утрачено также и по краям. Оригинальная позолота фона была полностью уничтожена и заменена новой; гравированные орнаменты нимбов, а также декоративные детали одежды, в том числе застежка на плаще святого - поздние, XIX века. Потертости красочного слоя на лице Святого Августина. Вдоль нижнего края отчетливо видна темная полоса поздней тонировки, шириной 3 см. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака.

Парная к инв. 220 (кат. № 13)

Аврелий Августин (354-430) - христианский святой и самый влиятельный христианский теолог (в православной традиции признан Блаженным). Один из четырех западных отцов церкви. Епископ Гиппона, города на севере Африки; традиционно изображался в епископских одеждах и с книгой, на голове митра, в руке епископский посох (Kaftal 1952, col. 100-111, № 32).

Створки с изображением Марии Магдалины и Святого Августина изначально входили в композицию полиптиха, предположительно состоявшего из пяти частей. Размер досок мог быть изменен в соответствии с рамами, выполненными в конце XIX века. Не исключено, что форма их завершений была полуциркульной.

В собрании Щекина изображение Марии Магдалины считалось работой Симоне Мартини, а изображение Святого Августина - работой Пьетро Лоренцетти. В инвентарь Музея изящных искусств оба произведения были внесены как работы сиенской школы XIV века, а позднее в инвентарь ГМИИ - под именем Липпо Мемми. Эта атрибуция, принадлежащая Андреевой-Шилейко (Andreyeff 1925; Андреева 1926), была закреплена за произведениями вплоть до недавнего времени. Такого определения придерживалась в своих публикациях и Де Бенедиктис (De Benedictis 1968; 1979). Как работы самого Симоне Мартини наши створки упомянуты у Бернсона (Berenson 1968), а позднее опубликованы Падовани (Padovani 1979b). Реставрация и позднейшие переделки существенно исказили памятники, что нередко приводило к их заниженной оценке определенной частью критики. Так, Гоццоли (Contini, Gozzoli 1970) высказал предположение, что работы из собрания ГМИИ представляют собой копии либо подделки.

Внимательное изучение произведений позволяет по достоинству оценить высокий уровень их исполнения, что не оставляет сомнений относительно авторства самого Симоне Мартини. По характеру письма, манере пластической моделировки и решению движений и жестов они близки, в частности, двум створкам с изображениями Святой Лючии и Святой Екатерины из собрания Бернсона в Сеттиньяно (Russoli 1962, р. XII). Бернсон и другие исследователи приписывали створки самому Симоне Мартини, а Пакканьини и Вольпе включили их в группу произведений помощника мастера, автора Мадонны из Палаццо Венеция (Paccagnini 1955, р. 98, fig. 4, 5). Мартиндейл (Martindale 1988), автор капитальной монографии о творчестве Симоне Мартини, работы из собрания ГМИИ не упоминает.

Андреева-Шилейко впервые высказала предположение о принадлежности створок к одному полиптиху (или триптиху). Де Бенедиктис (De Benedictis 1968) предприняла попытку реконструкции триптиха, боковыми створками которого, по ее мнению, могли служить работы из ГМИИ, а в центре помещалась композиция Мадонна с Младенцем из церкви Санта Мария Маддалена в Кастильоне д'Орчия, которая ранее приписывалась Липпо Мемми. Время создания произведения Де Бенедиктис связывает с первой половиной 1320-х годов, то есть с периодом работы Липпо Мемми в мастерской Симоне Мартини в Орвьето. Хотя Де Бенедиктис исходила из авторства Липпо Мемми, принципиально она была права в том, что наиболее близкие аналогии створки из ГМИИ находят в алтарных композициях, созданных Симоне Мартини и его мастерской в Орвьето. Это полиптихи, хранящиеся в церкви Сан Франческо в Орвьето (Martindale 1988, р. 197, № 19), в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне (инв. Р15Е4; происходит из церкви Санта Мария деи Серви в Орвьето; см.: Martindale 1988, р. 186-187, № 11), в Музее Фицуильям в Кембридже (инв. 552; происходит из церкви Сант Агостино в Сан Джиминьяно; Martindale 1988, р. 200-201, № 23), в Национальном музее Сан Маттео в Пизе (Martindale 1988, р. 198, № 20).

Предложенную Де Бенедиктис реконструкцию алтаря поддержала Падовани (Padovani 1979b), которая после реставрации Мадонны с Младенцем из Кастильоне д'Орчия отнесла ее к творчеству Симоне Мартини. Несмотря на достаточно высокий уровень исполнения, данная композиция все же представляется скорее работой ученика Симоне Мартини, возможно, как полагала Де Бенедиктис, Липпо Мемми. В пользу этого говорит несколько отличный от произведений самого мастера тип лица Мадонны с узким разрезом глаз и удлиненным, заостренной формы, носом. При сопоставлении с работами из собрания ГМИИ, даже с учетом того, что живопись здесь находится под слоем потемневшего лака, Мадонна с Младенцем из Кастильоне д'Орчия в художественном отношении заметно им уступает. Впрочем, это отмечали еще Де Бенедиктис (De Benedictis 1968, p. 6), а затем и Аванцати (Avanzati in Simone Martini 1985).

По манере и уровню исполнения московским створкам близко полуфигурное изображение благословляющего Христа из собрания Музея Каподимонте в Неаполе (д., т. 76 х 46), определявшееся по-разному - как работа самого Симоне Мартини, его мастерской, а также, в соответствии с атрибуцией Де Бенедиктис (De Benedictis 1979, p. 32, ill. 55), как произведение Липпо Ванни. Причиной недооценки его художественного уровня современной критикой во многом явилось то, что красочная поверхность, как и в работах из ГМИИ, покрыта слоем потемневшего лака. С нашими створками изображение Христа из Каподимонте сближает чрезвычайно деликатная трактовка формы в виде невысокого рельефа, создаваемого тонкой светотенью, характер передачи складок, образующих плавный ритм, и изображение рук (достаточно сравнить руки Марии Магдалины и Христа). В соответствии с традицией, подобные изображения Христа обычно помещались в центре верхнего ряда полиптихов, однако размер произведения исключает такую возможность. Можно предположить, что изначально оно располагалось в центре небольшого пятичастного одноярусного полиптиха, а среди боковых створок были Мария Магдалина и Святой Августин из собрания ГМИИ. Сопоставление размеров не противоречит такому предположению; центральная композиция была выше боковых, а некоторое расхождение в размере последних можно отнести за счет недостаточной точности измерения (из-за поздних переделок размер наших створок не вполне соответствует первоначальному). Кроме того, в иконе из Музея Каподимонте, как и в створках из ГМИИ, вдоль нижнего края имеется полоса утраты авторской живописи, которая, возможно, указывает на общность происхождения и условий хранения всех трех фрагментов ныне разрозненной алтарной композиции.

Створки из ГМИИ датируются 1322-1323.

Происхождение: 1900-е приобр. М.С.Щекиным в Италии; 1909 дар Щекина.

Архивные материалы: Опись собрания Щекина 1909, л. 1, № 6 (Симоне Мартини) и № 8 (Пьетро Лоренцетти); Инвентарь Музея изящных искусств 1900-е -1924, II, № 1772, 1774 (обе - Сиенская школа XIV века).

Выставки: 1964 Ленинград. Кат., с. 30-31 (Липпо Мемми).

Литература: Путеводитель музея 1917, с. 117, № 10 (Сиенская школа XIV века - части триптиха); Andreyeff 1925, р. 158-160 ill. (здесь и далее - Липпо Мемми); Андреева 1926, с. 71, 76-78, табл. XVI; Путеводитель музея 1934, с. 44; Кат. ГМИИ 1948, с. 51, ил. 2; Kaftal 1952, col. 102, № 32b, fig. 98 (работа в манере Симоне Мартини из запасников Эрмитажа, Святой Августину, Кат. ГМИИ 1957, с. 90-91 ил. (здесь и далее - Липпо Мемми, Мария Магдалина); Лазарев 1959, с. 287; Кат. ГМИИ 1961, с. 123-124 ил. (Мария Магдалина); Путеводитель ГМИИ 1964, с. 56-58 ил. (Мария Магдалина); Альбом ГМИИ 1966, № 6 ил. (Мария Магдалина); Berenson 1968, I, р. 402; II, pl. 117, 118 (Симоне Мартини); De Benedictis 1968, p. 6-9, fig. 7, 8 (Липпо Мемми); Contini, Gozzoli 1970, p. 105, № 51, 52 ill. (как приписываемая Симоне Мартини); Пятьдесят лет Картинной галерее 1974, б.п. (зал № 4; Липпо Мемми); Dizionario Bolaffi 1975, X, p. 325 (Симоне Мартини); Caleca 1977, p. 69, fig. 43, 44 (Мария Магдалина и Святой епископ; здесь и далее -Липпо Мемми); Демская 1979, с. 160; De Benedictis 1979, p. 17; Padovani 1979b, p. 82-83, fig. 1, 3 (Симоне Мартини); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 15-16 ил. (здесь и след. - Липпо Мемми, Мария Магдалина); Гренберг 1982, с. 189, 190, рис. 31; Avanzati in Simone Martini 1985, p. 54; Кат. ГМИИ 1986, с. 119, ил. 6 (Липпо Мемми ? Мария Магдалина); Conti 1988, р. 126 (Мастерская Липпо Мемми, Святой епископ); Альбом ГМИИ 1989а, № 91 ил. (здесь и далее -Липпо Мемми ? Мария Магдалина); Альбом ГМИИ 1989б, № 79 ил. (Мария Магдалина); Фейнберг, Гренберг 1989, с. 28-29 ил. (Мария Магдалина); Leone de Castris 1989, p. 76-77, №13 ill. (Мастерская Симоне Мартини); Маркова 1992, с. 50-52 ил. (здесь и далее - Симоне Мартини); Markova 1992, р. 22, 23 ill.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 88 ил. (Блаженный Августин); Кат. ГМИИ 1995, с. 104-105 ил.; Маркова 1995, с. 197; Guidebook 1995, р. 88 ill. (Блаженный Августин); Freuler 1997, р. 354 п.З (ошибочно называет Марию Магдалину Святой Лючией); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 150-152, ил. 73 (Мария Магдалина); Pierini 2000, р. 150 ill. (Приписываются Симоне Мартини).

Сайты Музея