МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ НА ТРОНЕ СО СВЯТЫМИ И АНГЕЛАМИ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ. РОЖДЕСТВО. РАСПЯТИЕ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

МАСТЕР МИЗЕРИКОРДИИ

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ НА ТРОНЕ СО СВЯТЫМИ И АНГЕЛАМИ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ. РОЖДЕСТВО. РАСПЯТИЕ

Переносной триптих

Начало 1370-х годов

дерево, темпера, позолота

95 х 69,8 (доска с обрамлением) Размеры створок: центральная - 61 х 34,5; боковые - 61 х 17,3.

Инв.: 230

Основой каждой створки служит цельная доска тополя; волокна древесины направлены вертикально. Тисненые орнаменты на нимбах, полосе, обрамляющей поле каждой створки, на ковре, закрывающем трон Мадонны, и на полу центральной композиции. На живописи - многочисленные потертости, особенно на лицах, где в процессе реставрации вместе с лаком местами был удален и лессировочный красочный слой; небольшие участки реставрационных тонировок. Оборот центральной композиции закрыт накладной доской в XIX веке. Светло-охристый орнамент по коричневому фону, украшающий обороты боковых створок, - поздний, XIX века.

На пределле традиционная надпись готическими буквами: AVE MARIA GRATIA PLEN[A] (Радуйся, Благодатная) и два герба в виде треугольных (варяжских) щитов. Правый - красный крест, комбинированный из столба и пояса - герб Флоренции; левый - светлый (золотой) крест Святого Андрея (из двух перевязей) на синем фоне, как удалось установить, принадлежит заказчику триптиха, флорентийской семье Ди Вита, или Вити (Ciabani 1992, I, p. 203).

Реставрация: 1972 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - удаление позднего загрязненного потемневшего лака.

Тип переносного триптиха-складня с традиционной для Флоренции XIV века иконографией (см. кат. № 1, Андрея Бонаюти).

Поступил в ГМИИ как работа флорентийского мастера круга Нардо ди Чьоне; ранее приписывался художнику сиенской школы XIV века. Лазарев (1959) относил к школе Якопо ди Чьоне. Как произведение Мастера Мизерикордии (Maestro della Misericordia) впервые опубликован Бошковичем (Boskovits 1975). Это условное имя было присвоено Оффнером (Offner 1958) анонимному флорентийскому художнику, работавшему в третьей четверти XIV века; в отечественной литературе оно приводится как Мастер милосердной Мадонны (Кустодиева 1989, с. 64).

Свое имя художник получил от названия композиции Мадонна Мизерикордия из Галереи Академии во Флоренции, датируемой около 1380 года (инв. 8562; Marcucci 1965, р. 133-135, № 95 ill.). Вокруг этого памятника были сгруппированы произведения анонимного мастера, которого в литературе называют также Мастером Святого Элигия (Maestro di Sant'Eligio), поскольку ему приписывают Истории из жизни этого святого в собрании Камбо в Барселоне. В произведениях данного круга, многие из которых ранее публиковались под именем Аньоло Гадди, заметно влияние Бернардо Дадди и Таддео Гадди, а также связь с работами Джоттино и Джованни да Милано. Предпринимались попытки отождествить Мастера Мизерикордии со старшим братом Аньоло Гадди, Джованни, чье имя упоминается в документах с 1369 по 1385 год.

Датированные работы этого художника неизвестны. Существенно расширив круг приписываемых ему памятников, Бошкович (Boskovits 1975, р. 366-372) привел длинный список произведений, которые он отнес к периоду с 1360 по 1385 год. Далеко не все из предлагаемых исследователем атрибуций убедительны, однако такая работа, как Мадонна с Младенцем, святыми и ангелами, ранее находившаяся в собрании Ульман во Франкфурте-на-Майне (Boskovits 1975, fig. 212), может считаться одной из наиболее близких аналогий нашему триптиху. Возможно, тому же автору принадлежат и три фрагмента пределлы со сценами Стигматизации Святого Франциска, Рождества и Обращения Савла из Галереи Академии во Флоренции (инв. 8575; Marcucci 1965, р. 135-136, № 96 ill.), которые принято связывать с творчеством Мастера Мизерикордии. Сцена Рождества в целом близка соответствующему фрагменту триптиха из собрания ГМИИ, однако некоторые фрагменты, в частности изображение головы Мадонны, вызывают сомнение в атрибуции, возможно, из-за имеющихся дефектов сохранности авторской живописи.

Характерной особенностью работ художника являются удлиненные пропорции фигур, что свидетельствует о проникновении во флорентийскую живопись готических влияний. Тонкость и декоративное изящество в исполнении небольших станковых произведений, к числу которых принадлежит и триптих из ГМИИ, указывают на контакты с традицией сиенской миниатюры. Изображенный на триптихе герб позволяет считать заказчиком произведения Джованни Ди Вита, члена цеха Arte dei Corrazzai, пользовавшегося уважением сограждан и неоднократно избиравшегося на высокую должность «priore della liberta» в 1356, 1360 и 1373 годах (Ciabani 1992, I, p. 203). Возможно, принадлежащий ГМИИ складень был заказан художнику самим Джованни Ди Вита либо кем-то из членов его семьи, в начале 1370-х годов. Такое предположение соответствует предложенной Бошковичем (Boskovits 1975) датировке между 1375 и 1380 годами, основанной на стилистическом анализе памятника.

Происхождение: исполнен по заказу семьи Ди Вита во Флоренции; приобр. в Италии П.П.Вяземским в середине XIX века, находился в усадьбе Остафьево под Москвой (собр. Вяземских-Шереметевых); 1924 из Музея-усадьбы «Остафьево» передан в ГМИИ.

Литература: Кат. ГМИИ 1948, с. 34 (Флорентийская школа, круг Нардо ди Чьоне); Кат. ГМИИ 1957, с. 62 (Итальянский мастер XIV века, флорентийская школа); Лазарев 1959, с. 295 (Школа Якопо ди Чьоне); Кат. ГМИИ 1961, с. 88 (Итальянский мастер XIV века, флорентийская школа); Boskovits 1975, р. 370 (Мастер Мизерикордии); Кат. ГМИИ 1986, с. 179 (Флорентийский мастер середины XIV века); Альбом ГМИИ 1989а, № 94 ил. (Флорентийский мастер второй половины XIV века); Квятковская 1990, с. 162, 176 ил., 182 (Флорентийский мастер XIV века); Маркова 1992, с. 60-61 ил. (здесь и след. — Мастер Мизерикордии); Кат. ГМИИ 1995, с. 105 ил.; Маркова 1995, с. 192 (складень флорентийской школы XIV века); Путеводитель 1998, с. 153, ил. 74 (Мастер Мизерикордии).

Сайты Музея