МАДОННА С ДОНАТОРОМ И АНГЕЛАМИ. ОПЛАКИВАНИЕ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

НИКОЛО ДИ ПЬЕТРО

МАДОННА С ДОНАТОРОМ И АНГЕЛАМИ. ОПЛАКИВАНИЕ

Последнее де­сятилетие XIV и первые годы XV ве­ка

дерево, темпера, позолота

91 х 56 см

Инв.: 1502

Основа - доска тополя; волокна древесины направлены вертикально. Утоньшена, с оборота укреплена накладной рамой сложной конструкции, горизонтальные планки которой выполняют роль шпонок. На нимбах -тисненые орнаменты; расходящиеся лучи на фоне гравированы по золоту. В разных местах, в том числе и на позолоте фона, имеются реставрационные записи; наиболее обширная реставрационная вставка - на изображении головы Младенца (участок лица и волос). Потертости на фигурках ангелов, написанных лессировочными красками по позолоте фона. Живопись под слоем потемневшего загрязненного лака. Рама является поздней стилизацией, исполнена в XIX веке.

На иконе представлен один из традиционных для итальянской живописи типов изображения Богоматери (см. кат. № 11). Мадонна Смирение (Madonna dell'Umiltà) занимает основное поле иконы; вверху в тимпане - Оплакивание. Христос с Девой Марией и Иоанном Евангелистом по сторонам изображен стоящим в гробнице на фоне креста в соответствии с иконографическим типом Vir Dolorum (Муж Скорби), восходящим к тосканским образцам и получившим распространение в итальянской живописи конца XIV - начала XV века.

В собрании Шуваловых икона считалась работой флорентийской школы, а затем - неизвестного мастера итальянской школы XIV века. Лазарев (Lasareff 1927) приписал неаполитанскому художнику Роберто Одеризи и датировал периодом после 1360 года (под именем Одеризи работа внесена в инвентарь ГМИИ). Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога (Markova 1982).

Произведение относится к венецианской школе и стилистически близко кругу ранних работ Николо ди Пьетро, одного из видных живописцев позднеготического направления в Венеции.

Существует обширный круг сходных по стилю и иконографии произведений, принадлежащих Николо ди Пьетро и анонимным мастерам рубежа XIV-XV веков, работавшим в самой Венеции и в провинции, в небольших центрах на Адриатическом побережье. Определение произведений вызывает здесь порой ожесточенные споры, целые группы памятников не находят своих авторов и обозначаются условными именами. Показательно, что ряд произведений переходит от Николо ди Пьетро и мастеров его круга к Якобелло дель Фьоре и обратно.

Де Марки (De Marchi 1987), в целом разделяя точку зрения о принадлежности работы из собрания ГМИИ кругу Николо ди Пьетро, предположительно включил наш памятник в число произведений его анонимного последователя, прозванного Мастер Мадонны дель парто (Maestro della Madonna del parto), автора композиции Мадонна дель парто из Галереи Академии в Венеции (Moschini Marconi 1955, p. 20-21). Группа работ этого художника еще в 1933 году была выделена Москини (Moschini 1933), а Колетти попытался отождествить его с Франческино, отцом Якобелло дель Фьоре (см.: Moschini Marconi 1955, p. 20-21). Этому мастеру приписывают шесть створок алтаря, из которых две находятся в сербско-православной церкви в Мостраре в Герцеговине и еще четыре - в Галерее Академии в Венеции (инв. 568, 569, 571, 572; Moschini Marconi 1955, p. 34, № 33). Де Марки, в частности, обращал внимание на близость московской композиции двум створкам с изображением Святого Франциска и Святого Людовика Тулузского из коллекции Кампаны в Авиньоне (письмо Де Марки от 25.11.1985). Это всего лишь гипотеза и следует отметить, что работа из собрания ГМИИ стилистически заметно отличается от произведений данной группы, которая в свою очередь не является однородной.

Наиболее близкие аналогии, на наш взгляд, она находит как раз среди памятников, непосредственно связанных с творчеством Николо ди Пьетро. В их числе Мадонна Смирение из Музея изобразительных искусств в Будапеште, которая долгое время приписывалась Якобелло дель Фьоре (инв. 1098/48; Pigler 1967, р. 339), Мадонна с Младенцем из Художественного музея Фогг в Кембридже, Масс. (инв. 1916.491; Brown 1990, р. 123, fig. 537), Коронование Марии из Академии Конкорди в Ровиго (Lucco 1985, р. 27-28). В последней, в частности, видим сходные фигуры донаторов и ангелов. Мотив орнамента, украшающего платье Мадонны, встречается в изображении Святого Лаврентия из Галереи венецианской Академии, представляющем собой часть разрозненного алтаря, (инв. 577; Moschini Marconi 1955, p. 14, № 11). Лаклотт (устно, 1998), знакомый с московской работой в подлиннике, подтвердил ее принадлежность Николо ди Пьетро.

Обращает на себя внимание сходство нашего произведения с одной из известных работ Николо ди Пьетро, Мадонной Белъгарцоне из Галереи Академии в Венеции, изображающей Мадонну с Младенцем на троне с коленопреклоненным донатором (инв. 84; Moschini Marconi 1955, p. 14, № 10; De Marchi 1987, fig. 1), которая помечена 1394 годом и является наиболее ранним из произведений художника. Еще один памятник раннего времени, но исполненный десять лет спустя, - Распятие из Верруккио, находящееся теперь в Национальной пинакотеке Болоньи; оно также имеет подпись и датировано 1404 годом. Эти произведения указывают на истоки творчества Николо ди Пьетро, сформировавшегося в традициях венецианской живописи позднего треченто и в контакте с болонской художественной культурой, что проявилось в особой экспрессии его стилистики и образного видения. К указанному времени, последнему десятилетию XIV и первым годам XV века, можно отнести и публикуемый памятник из ГМИИ.

Вопрос атрибуции, однако, остается не до конца разрешенным во многом из-за состояния сохранности авторской живописи, затрудняющей суждение о ее качестве и манере письма. Слой потемневшего лака существенно нарушает колорит, построенный на сочетании открытых звучных цветов, отвечающих эстетике позднеготической живописи. В пейзаже справа от фигуры Мадонны изображены цветы и птицы, едва различимые из-за слоя потемневшего лака.

Происхождение: собр. графов Шуваловых в Санкт-Петербурге; 1924 пост. из Шуваловского дворца-музея, Ленинград.

Литература: Коноплева 1923, с. 40, № 103 (Флорентийский мастер XIV века); Lasareff 1927, р. 128, 132-133, pl. А (здесь и далее - Роберто Одеризи); Кат. ГМИИ 1948, с. 58; Кат. ГМИИ 1957, с. 104; Лазарев 1959, с. 219; Кат. ГМИИ 1961, с. 141; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 15; Markova 1982, р. 14, 19, fig. 5 (здесь и след. - Венецианский мастер начала XV века); Кат. ГМИИ 1986, с. 42; De Marchi 1987, p. 44-45, fig. 25 (Мастер Мадонны дель парто?); Маркова 1991, с 18-19 (здесь и далее - круг Николо ди Пьетро); Маркова 1992, с. 77 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 90; Guidebook 1995, р. 89; Кат. ГМИИ 1995, с. 108 ил.; Williamson 1996, Pl. 53 (Роберто Одеризи); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 154, 156 (Николо ди Пьетро).

Сайты Музея