СВЯТОЙ ИОСИФ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

РИМСКИЙ МАСТЕР НАЧАЛА VIII ВЕКА

СВЯТОЙ ИОСИФ

Начало VIII века

камень, смальта

77,5 х 64,5 см

Инв.: 2857

Фрагмент мозаичной композиции, которому еще в начале XVII века был придан вид станкового произведения; в XIX веке мозаика была заново смонтирована и оформлена в сохранившуюся до сих пор деревянную раму. Существенно искажена антикварными переделками и дополнениями, относящимися к XVII-XIX векам. Кусочки золотой смальты, образующие фон, а также обрамляющая композицию терракотовая обводка шириной 3,5-4,5 см - поздние. К оригинальным частям мозаики относятся: фигура святого, нимб вокруг его головы и камень, на котором он сидит; на фоне от оригинальной мозаики сохранился лишь небольшой фрагмент в нижней части композиции. Общая загрязненность поверхности.

В описях собрания кардинала Бенедетто Джустиниани, а затем его брата маркиза Винченцо Джустиниани, где мозаика считалась изображением Святого Петра, указывалось на ее происхождение из старой базилики Сан Пьетро (Danesi Squarzina 1999). В опись 1621 года фрагмент включен под № 160 как «Un quadro del medesimo mosaico grosso con San Pietro, tiene una mano al volto» (Картина из той же большой мозаики с изображением Святого Петра, поддерживающего голову рукой) и уже тогда был оформлен в деревянную раму (dentro a un telaro di legno). В следующей по времени описи 1638 года, составленной по смерти кардинала в момент наследования коллекции его братом маркизом Винченцо Джустиниани, дано более развернутое описание; под № 240 читаем: «Un quadro di S.Pietro che appoggia al braccio dolente di musaico antico levate dalla d.a fabrica di S.Pietro serrato in una Cassa di legno alt. pal. 3½ larg. 3 in circa» (Картина с изображением Святого Петра, который опирается на руку в горестном раздумье; [фрагмент] старинной мозаики, происходящей из Сан Пьетро, заключенный в деревянный ящик высотой 3½ пальми и шириной около 3-х).

В Румянцевском музее, вместе с двумя другими мозаиками из собрания Севастьянова, считалась фрагментом композиции Рождество Христово и относилась к «цветущей эпохе этого вида искусства, к X-XI векам». В ГМИИ поступила как римская мозаика византинизирующего стиля VII века. Лазарев (устно) впервые указал на то, что фрагмент из собрания ГМИИ представляет собой часть композиции Рождество из Оратория Иоанна VII, созданной между 705-707 годами.

Папа Иоанн VII (1.03-705 - 18.10.707), грек по происхождению, был выходцем из кругов осевшей в Италии византийской аристократии. Непродолжительный период его понтификата был ознаменован необычайным расцветом искусства. На это время, в частности, приходится украшение мозаиками церкви Санта Мария Антиква. Иоанн VII называл себя «servus Sanctae Mariae», и именно Деве Марии он посвятил Ораторий, который был возведен с северо-западной стороны старой ватиканской базилики Сан Пьетро. Джакомо Гримальди (Grimaldi 1972) сообщает, что Ораторий был разрушен 22 февраля 1609 года в связи с началом работ по возведению нового фасада Собора Святого Петра в соответствии с проектом Карло Мадерно. В период, предшествующий разрушению Оратория, его мозаичные композиции, покрывавшие западную и северную стены, неоднократно копировались, в том числе и в рисунках Гримальди. Их изображения встречаются в многочисленных манускриптах, хранящихся в Ватиканской библиотеке.

Сцена Рождества, фрагментом которой является фигура Иосифа, входила в располагавшийся на западной стене христологический цикл, состоявший из тринадцати композиций (De Rossi 1899). До нашего времени дошло несколько фрагментов мозаичного убранства Оратория Иоанна VII, большая часть которых была перенесена в Гроты Ватикана (капелла Боччата): Портрет папы Иоанна VII (Гроты Ватикана; с 1985 года находится в запасниках Ламбертини); верхняя часть фигуры Богоматери, возможно, из сцены Рождества (Музео Диочезано, Орте); Омовение Младенца предположительно также из сцены Рождества (Гроты Ватикана); Христос из композиции Вход в Иерусалим (Гроты Ватикана); Мадонна Оранта (Сан Марко, Флоренция); фрагмент Поклонения волхвов (Санта Мария ин Космедин, Рим). Значительной переделке подвергся фрагмент с изображением Святого Петра, современное местонахождение которого неизвестно. Еще один фрагмент, изображавший Деву Марию со Святым Лонгином, не сохранился.

Польяни (устно, 1997) высказала предположение, что в 1633 году московская мозаика вместе с другими находилась в церкви Сан Филиппо Нери на виа Джулия в Риме, где в сохранившихся описях многие фрагменты упомянуты просто как figure без указания на сюжет. Тот факт, что мозаика находилась в собрании кардинала Бенедетто Джустиниани, лишает смысла подобное предположение.

Происхождение: с начала XVII века до 1638 собр. кардинала Бенедетто Джустиниани, затем собр. Винченцо Джустиниани в Риме; до середины XIX века собств. семьи Джустиниани, откуда перешла к антиквару Бонико в Риме, где в 1863 была приобр. П.И.Севастьяновым; дар Севастьянова (Москва) в РМ (инв. МПРМ № 305); 1924 передана в ГИМ; с 1932 в ГМИИ.

Архивные материалы: Архив Севастьянова 1863, л. 9, 36-37 (фрагмент композиции Рождество Христово X-XI веков).

Выставки: 1975 Москва-Ленинград. Кат. 1977, I, № 107 ил. (Рим, около 705 года; сведения о происхождении не точны).

Литература: Отчет РМ 1864, с. 101-102 (здесь и далее - мозаика X-XI веков);Кат. РМ. Отд. древностей 1906, с. 9; Долгов 1913, с. 187-188; Andaloro in Matthiae 1987, p. 261-262 (здесь и далее - Римский мастер начала VIII века); Andaloro in Fragmenta Picta 1989b, p. 174, ill. 15; Etinhof 1991, p. 9-30, n.36, tav. IVa, fig. 1; Danesi Squarzina 1999, p. 1190, 1193, 1195, fig. 5; И futuro dei Longobardi 2000, p. 327-328, № 320.

Сайты Музея