РОССЕЛЛО ДИ ЯКОПО ФРАНКИ
МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВЯТЫМИ
Основа - доска тополя толщиной 25 мм, составленная в щит из трех частей; волокна древесины направлены вертикально. Тисненые орнаменты на нимбах по золотому фону. В разных местах небольшие тонировки. Живопись под слоем загрязненного, потемневшего лака. Рама - поздняя. На свитке в руке Иоанна Крестителя традиционная надпись: ЕСЕ AGIVS... - Се Агнец [Божий].
По правую руку от Мадонны с Младенцем представлены Иоанн Предтеча во власянице и плаще с крестом в руке и Святая Екатерина с пальмовой ветвью и короной на голове; по левую - Святой Антоний аббат в монашеском облачении, с Т-образным посохом и предположительно Святая Цецилия. Изображения Иоанна Крестителя (Предтечи) часто встречаются в работах флорентийских мастеров, поскольку, будучи святым патроном города, он особо почитаем во Флоренции.
В Румянцевский музей поступила как работа сиенского мастера; Муратов (1910) приписывал веронской школе первой половины XV века. Авторство Росселло ди Якопо Франки определил Романов (1912), и с этой атрибуцией работа поступила в ГМИИ. Стиль произведения, колорит и тип фигур с характерными удлиненными пропорциями типичны для творчества этого художника, испытавшего сильное влияние Лоренцо Монако и Джентиле да Фабриано. Аналогичная иконе из ГМИИ композиционная схема с Мадонной в центре и фигурами святых по сторонам встречается во многих произведениях мастера. Близкое по решению изображение Иоанна Крестителя можно видеть на одной из створок алтаря, происходящего из монастыря Сантиссима Аннунциата во Флоренции (Флоренция, Галерея Академии, инв. 6094).
Росселло ди Якопо Франки предположительно был учеником Мариотто ди Нардо. Его ранние произведения выдержаны в «неоджоттовском» стиле позднего треченто. Но со временем, под влиянием Лоренцо Монако, он начал развивать декоративные мотивы позднеготического стиля. Именно эту фазу творческого развития художника отражает икона из собрания ГМИИ, которая может быть датирована 1420-ми годами.
Происхождение: 1903 дар Д.И.Щукина (Москва) в РМ; с 1924 в ГМИИ.
Литература: Отчет РМ 1903, с. 60, № 1 (здесь и в других изд. РМ до 1910 - Сиенская школа); Отчет РМ 1904, с. 65-66; Кат. РМ 1908, с. 78, № 714; Кат. РМ 1909, с. 78, № 719; Кат. РМ 1910, с. 77, № 719; Муратов 1910, с. 10-11 ил. (Веронская школа первой половины XV века); Романов 1912, с. 77-81, табл. В, 3, ил. (здесь и далее - Росселло ди Якопо Франки); Кат. РМ 1912, с. 95, № 16 (здесь и в кат. РМ 1913 и 1915 ошибочно приводится как дар С.И.Погодиной); Кат. РМ 1913, с. 103, № 16; Кат. РМ 1915, с. 206,219, № 564; Lasareff 1928, р. 33, 39-40, % 12; Berenson 1932, р. 494 (как находящаяся в РМ); Путеводитель музея 1934, с. 44; Berenson 1936, р. 425; Кат. ГМИИ 1948, с. 70; Кат. ГМИИ 1957, с. 123; Лазарев 1959, с 299, табл. 165; Кат. ГМИИ 1961, с. 162-163; Berenson 1963, I, p. 193; Кат. ГМИИ 1986, с. 155; Маркова 1992, с. 76 ил.; Markova 1992, р. 22,28, 31; Кат. ГМИИ 1995, с. 115 ил.; Маркова 1995, с 194.