МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ (МАДОННА СМИРЕНИЕ)
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

СЕМИТЕКОЛО, НИКОЛЕТТО

МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ (МАДОННА СМИРЕНИЕ)

Около 1350 года

дерево, темпера, позолота

87 х 58 см

Инв.: 12

Основа - цельная доска тополя толщиной 35 мм; волокна древесины направлены вертикально. Доска слегка стесана с боков и с оборота (с небольшим скосом к краям); в верхней части на обороте доска имеет углубление с обуглившейся поверхностью непонятного происхождения. На нимбах - тисненые орнаменты; расходящиеся лучи на фоне гравированы по золоту. Трехлопастная арка в верхней части композиции и участки фона над ней, а также изображение пола основательно поновлены. Кроме фона наиболее заметные участки реставрационной ретуши - на изображении волос Младенца.

Реставрация: 1972 (ГМИИ, В.Н.Зиновьева) - удаление потемневшего загрязненного лака; поздние записи частично были сохранены.

Представлен иконографический тип Мадонна Смирение (Madonna dell' Umilta). См. кат. № 11.

В собрании Щекина считалась работой Лоренцо Венециано, а в инвентаре Музея изящных искусств - Лоренцо Венециано с вопросом. Позднее в основной инвентарь ГМИИ внесена как произведение венецианской школы второй половины XIV века. Лазарев одно время (устно, 1920-е) приписывал Никколо Семитеколо, а позднее опубликовал (Lasareff 1954; Лазарев 1954) как работу последователя Паоло Венециано, назвав возможным автором произведения Маэстро Стефано периода его работы в мастерской Паоло на рубеже шестого и седьмого десятилетий XIV века, то есть около 1360 года. Мураро (Muraro 1969, р. 125), ссылаясь на Лазарева, приводил датировку около 1370 года. В монографии «Происхождение итальянского Возрождения» (Лазарев 1959) ученый высказался в пользу возможной принадлежности иконы одному из сыновей Паоло и датировал 1360-ми годами. Паллуккини (Pallucchini 1964) приписывал ее Мастеру Memento mori, чье имя восходит к композиции Мадонна с Младенцем из мадридского собрания Тиссена-Борнемисы (ранее - в замке Рохонч, Кастаньола; Boskovits 1990). Несколько ранее Таллина, по-видимому впервые, обратил внимание на сходство упомянутой выше работы с другой из собрания Тиссена-Борнемисы, а также с Мадонной из Академии Тадини в Ловере (Gallina 1957, р. 10-11, tav. 2). Дзери (устно, 1968) предполагал авторство Якобелло ди Бономо, с чем Лазарев выразил категорическое несогласие в 1972 году в заметках на полях рукописи каталога итальянской живописи в собрании ГМИИ. Мураро (Muraro 1969) приписал Катарино Венециано, и, по его мнению, тому же автору может принадлежать триптих, изображающий Мадонну Смирение с Иоанном Крестителем и Святым Петром из Мостачи (Duric 1963). Скерль дель Конте (Skerl Del Conte 1989/90) предположила авторство Николетто Семитеколо, вернувшись таким образом к первоначальной атрибуции Лазарева.

Композиция из ГМИИ относится к кругу памятников, возникших в Венеции в 1350-1360-х годах. Во многом сходные между собой, отмеченные печатью влияния Паоло Венециано, но порой весьма существенно различающиеся по уровню исполнения, они принадлежат разным авторам. Стилистически близким нашей композиции является Коронование Марии из венецианской Академии (инв. 16), хотя качество работы из собрания ГМИИ представляется более высоким. Следует указать и на принадлежащую тому же кругу композицию Николетто Семитеколо Мадонна Смирение из Сакристии Каноников в падуанском Соборе (Da Giotto al Mantegna 1974, № 43), в которой заметно сходство с московской иконой в изображении рук Мадонны и несколько угловатой пластике тела Младенца.

Несомненно, очень близкой к нашей работе является и Мадонна с Младенцем из собрания Тиссена-Борнемисы, что уже было отмечено в литературе (Gallina 1957). Обращает на себя внимание не только общий характер передачи формы, но и сходство орнаментов (гравировка на нимбах и расходящиеся лучи на фоне), а также рисунка в виде причудливых листьев, украшающих плащ Марии. Сходство рисунка на платье Мадонны в двух указанных работах, а также в принадлежащем Лоренцо Венециано Благовещении из венецианской Академии (инв. 9), отметила в свое время Клессе (Klesse 1967). Эти черты с большой долей вероятности указывают на принадлежность произведений одной мастерской. Однако композиция из собрания Тиссена-Борнемисы несколько превосходит по своему уровню работу из ГМИИ, что, впрочем, может являться результатом ее лучшей сохранности. Справедливо считая московскую композицию более архаичной, Бошкович (Boskovits 1990) датировал ее около 1350 года. В манере исполнения он видел сходство со створками полиптиха из Музея Коррер в Венеции (инв. 375; Mariacher 1957, р. 94-95).

Скерль дель Конте, сближавшая падуанскую и московскую иконы, отмечала, что они относятся к кругу работ венецианского периода, созданных до встречи Николетто Семитеколо с Гварьенто. В Венеции художник работал бок о бок с Лоренцо Венециано, Катарино, Донато и Стефано, которые фактически наследовали мастерскую Маэстро Паоло. Неудивительно, что в достаточно широком круге произведений можно увидеть повторение общих черт и использование определенных живописных приемов. В этой продукции мастерской, по всей видимости, растворились работы Николетто Семитеколо, тем более что ни одной достоверной до сих пор неизвестно.

Происхождение: 1900-е приобр. М.С. Щекиным в Италии; 1909 дар Щекина.

Архивные материалы: Опись собрания Щекина 1909, л. 2, № 20 (Лоренцо Венециано); Инвентарь Музея изящных искусств 1900-е - 1924, II, № 1789 (Лоренцо Венециано ?).

Литература: Путеводитель музея 1917, с. 117, № 5 (Венецианский художник XIV века); Путеводитель музея 1934, с. 44 (здесь и след. - Никколо Семитеколо); Кат. ГМИИ 1948, с.72; Лазарев 1954, с. 307-313, 315 табл. IV (здесь и далее - Школа Маэстро Паоло); Lasareff 1954, р. 83-87, fig. 84; Кат. ГМИИ 1957, с. 89; Gallina 1957, р.11 (Мастерская Маэстро Паоло; предположительно Лоренцо Венециано); Лазарев 1959, с. ЗЮ, прим. 382 (Мастерская Маэстро Паоло); Кат. ГМИИ 1961, с. 122 (Школа Маэстро Паоло); Путеводитель ГМИИ 1964, с. 54-56 ил. (Мастерская Маэстро Паоло); Pallucchini 1964, р. 194, fig. 596 (Мастер Memento mori); Klesse 1967, S. 271, №165 (Мастерская Паоло Венециано); Muraro 1969, р. 125, fig. 101 (Катарино Венециано); Пятьдесят лет Картинной галерее 1974, б.п., (зал № 4; Школа Маэстро Паоло); Демская 1979, с. 160 (Мастерская Маэстро Паоло); Кат. ГМИИ 1986, с. 118 (Школа Маэстро Паоло); Skerl Del Conte 1989/90, p. 10, 15, 16, fig. 6 (предположительно Николетто Семитеколо); Boskovits 1990, p. 200 n.7 (круг Паоло Венециано); Маркова 1992, с. 66 ил. (Последователь Паоло Венециано); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 90 (здесь и след. - Мастерская Маэстро Паоло); Guidebook 1995, р. 89; Кат. ГМИИ 1995, с. 110 ил. (Последователь Паоло Венециано); Путеводитель ГМИИ 1998, с. 154 (Мастерская Маэстро Паоло).

Сайты Музея