БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

СИМОНЕ ДЕИ КРОЧИФИССИ (СИМОНЕ ДИ ФИЛИППО ДИ БЕНВЕНУТО)

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Начало 1380-х годов

дерево, темпера, позолота

55,6 х 34,5 (с авторским обрамлением)

Инв.: 236

Основа - цельная доска тополя толщиной 17 мм; волокна древесины направлены вертикально. Тисненые орнаменты на нимбах и ковре, покрывающем трон Марии. Живописное поле обрамляет рельефная арка на витых колонках. На живописи в разных местах небольшие утраты, по трещинам доски и по кракелюру, восполненные реставрационной ретушью. Оборотная сторона доски покрыта росписью, имитирующей плоскую инкрустированную нишу.

Реставрация: 1972 (ГМИИ, В.H.Зиновьева) - проведено удаление позднего потемневшего загрязненного лака.

Сюжет: Лк. 1:26-38. Начиная с XIV века сцена Благовещения получила широкое распространение в живописи Италии. Этому празднику посвящались церкви, капеллы, алтари. В данной композиции изображены Ангел, Дева Мария, а вверху в сиянии - фигура Бога-Отца, от которого к Марии идут лучи и нисходит голубь Святого Духа. Дополнительные символические элементы взяты из апокрифических Евангелий, из Золотой легенды, из сочинений теологов. Так, Святой Бернард и другие подчеркивали, что событие это произошло весной - отсюда мотив цветка в вазе. Крылатый Архангел предстает во всем белом, в его руке лилия - символ девственной чистоты Марии. Рука Девы Марии лежит на раскрытой книге, которая является ее постоянным атрибутом в данной сцене: согласно Святому Бернарду, она читает слова знаменитого пророчества Исайи (7:14): «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына...»

Композиция Симоне деи Крочифисси представляет сравнительно редкий иконографический вариант Благовещения. Достаточно необычным для живописи XIV века является изображение трона, на котором сидит Дева Мария; такая форма восходит к раннему времени, к памятникам в стиле maniera bizantina и романской эпохи.

В собрании Хомякова и в Румянцевском музее считалась работой Спинелло Аретино; в ГМИИ поступила как икона флорентийской школы конца XIV века. Лазарев (устно) приписывал школе Николо ди Пьетро Джерини. Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога (Маркова 1975; Markova 1978).

Произведение из собрания ГМИИ представляет собой самостоятельную икону, исполненную по частному заказу, «per devozione privata». Оно находит многочисленные стилистические аналогии среди произведений мастера, многие из которых подписаны его именем. В их числе Мадонна с Младенцем и ангелами из Галереи Эстензе в Модене, Коронование Марии из Городской пинакотеки в Ферраре (инв. 361), триптих из Музея Палаццо Венеция в Риме, Коронование Марии из Музея Маласпина в Павии (Маркова 1975; Markova 1978). В разных работах Симоне деи Крочифисси встречается близкий тип ангела с характерной прической и украшением в волосах, а также близкое изображение Марии на троне, где повторяются поза и жест рук

Благовещение из ГМИИ предположительно исполнено в начале 1380-х годов. Это подтверждает сопоставление с подписным и датированным 1382 годом Коронованием Марии (Istituto dell'Addolorata в Болонье). Изысканная колористическая гамма, характерная именно для позднеготической живописи, отличает Благовещение от локальных по цвету работ более раннего времени. Помимо этого, фигуры имеют удлиненные пропорции, а их движения отличаются плавностью ритмов. Эти черты свидетельствуют в пользу достаточно поздней датировки московской композиции. Высокий уровень ее исполнения доказывает, что распространенная в литературе заниженная оценка позднего творчества Симоне деи Крочифисси не отвечает действительному положению вещей и требует пересмотра.

Гиббс (Gibbs 1978), знакомый с произведением по фотографии, в своей рецензии на статью автора каталога (Markova 1978) высказался в пользу более ранней датировки московской композиции. Бенати (Benati 1999) поместил Благовещение в группу работ, исполненных в 1370-е годы, вместе с триптихом из Художественного музея Фогг в Кембридже, Масс. (инв. 62.283).

Происхождение: между 1886 -1898 приобр. Д.А.Хомяковым в Италии; 1901 дар Хомякова (Москва) в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Список собрания Хомякова 1901, № 11 (Спинелло Аретино).

Литература: Кат. РМ 1901, с. 34, № 407 (здесь и в других кат. РМ - Спинелло Аретино); Илл. кат. РМ 1901, с. 7, № 327; Отчет РМ 1901, с. 60; Кат. РМ 1903, с. 42, № 412; Кат. РМ 1909, с. 78, № 718; Кат. РМ 19Ю, с. 79, № 723; Маркова 1971, с. 3-4 (здесь и далее - Симоне деи Крочифисси); Маркова 1975, с. 46-58, ил.; Markova 1978, р. 4-6, fig. 1-5 (рец.: Gibbs 1978, р. 237-238); Путеводитель ГМИИ 1980, с. 15; Volpe 1980, р. 237-248; Кат. ГМИИ 1986, с. 163-164; Альбом ГМИИ 1989а, № 95 ил.; Маркова 1991, с. 17; Маркова 1992, с. 73 ил.; Markova 1992, р. 21-22, 31 ill.; Volpe 1993, fig. 71; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 89; Guidebook 1995, р. 88; Кат. ГМИИ 1995, с 122 ил.; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 152; Benati 1999, X, р. 683. Markova 2001, р. 240-241, fig. 15.

Сайты Музея