СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ВАЗАРИ, ДЖОРДЖО

школа

СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО С МАЛЕНЬКИМ ИОАННОМ КРЕСТИТЕЛЕМ

Середина XVI века

холст (перевод с дерева), масло по темперной подготовке

125 х 96 см

Инв.: 2739

Подпись и дата слева на изображении мраморного кресла: IMOLESIS. PIX. AD. 1546 (частично утрачена и подновлена).

Первоначальная деревянная основа была составлена в щит из двух досок (след вертикального стыка проходит по центру картины) с вертикальным направлением волокон древесины. Живопись в хорошем состоянии сохранности; незначительные утраты под ретушью по трещине основы и вдоль нижнего края. По верхнему краю полоса ретуши, возможно, поздняя надставка (шириной 25 мм). Слегка потемневший загрязненный лак.

Сидящий на коленях Мадонны Христос сжимает в руке щегленка - символ Страстей Христа и Воскресения. Символическим смыслом наделены и цветы, которые протягивает Младенцу Иоанн Креститель. Белый цветок с четырьмя лепестками - намек на распятие. Смысловое значение цветов с пятью лепестками в данном контексте раскрывает Евангелие: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откровение Иоанна Богослова 22:16).

Поступила в музей как работа неизвестного мастера нидерландской школы XVI века. Слово IMOLESIS в подписи, по всей видимости, указывает на то, что художник происходил из города Имола (область Эмилия-Романья). На этом основании Либман (устно, начало 1970-х) попытался приписать работу Инноченцо да Имола, наиболее известному из местных мастеров XVI века. Однако наша картина стилистически не имеет ничего общего с произведениями этого художника. Автор публикуемой композиции, хотя предположительно и происходил из Имолы, но принадлежал флорентийской школе и испытал влияние творчества Джорджо Вазари, а возможно, и входил в его обширную мастерскую.

Картина из собрания ГМИИ может быть сопоставлена с группой произведений, изображающих Святое Семейство со Святой Елизаветой и Иоанном Крестителем. Наиболее известная из них - большой алтарный образ, происходящий из церкви Кристо Ре в местечке Камучия близ Кортоны (Вилла Медичи, Кастелло; инв. 468; д., т. 215 х 181; Holst 1971, S. 13, Abb. 17). Впервые опубликовавший ее Гамба выдвинул малоубедительную версию об авторстве Баккиакки (Gamba 1924/25, р. 211-215 Abb.). Николенко, автор монографии о художнике (Nikolenko 1966, р. 79), этого мнения не разделяла. Еще две аналогичные композиции находятся в запасниках Палаццо Пацца во Флоренции (д., т. 162 х 134; инв. 4650) и в бухарестском Музее изобразительных искусств (инв. 47). Картины публиковались также и как копии с Микеланджело, поскольку основной мотив в них - фигура Мадонны и двух младенцев, особенно поза Христа, - восходит к рисункам мастера (Holst 1971, S. 12, Abb. 16, 17).

Во всех трех живописных работах повторяется общий композиционный принцип и типаж фигур. При этом картины заметно различаются по уровню и манере живописного исполнения и не могут быть приписаны одному художнику. Однако все они принадлежат школе Джорджо Вазари и, скорее всего, восходят к какому-то неизвестному сегодня оригиналу.

Картина из ГМИИ существенно отличается от названных работ. Композиция, в частности, повернута в другую сторону, и отсутствует фигура изображенной справа коленопреклоненной Святой Елизаветы. В нашей работе по-иному решены поза Мадонны и младенцев, и таким образом связь с рисунком Микеланджело здесь отсутствует. Зато о Микеланджело в московской картине напоминает рельефный фриз с маскаронами, украшающий парапет позади фигурной группы; этот мотив встречается на стене Новой Сакристии (Гробницы Медичи) во Флоренции.

Происхождение: приобр. в Италии П.П.Вяземским в середине XIX века; в усадьбе Остафьево под Москвой (собр. Вяземских-Шереметевых); 1930 из Музея-усадьбы «Остафьево» пост. в ГМИИ.

Литература: Кат. ГМИИ 1995, с. 87 ил. (Школа Джорджо Вазари).

Сайты Музея