ВЕНЕЦИАНСКИЙ МАСТЕР КОНЦА XIII - НАЧАЛА XIV ВЕКА
БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА
Фрагмент алтарной композиции. Основа - цельная доска тополя толщиной 15 мм. На нимбе Христа строгий тисненый орнамент. Позолота фона сохранилась фрагментарно; значительные утраты на изображении фигур. На обороте: справа вверху след от бумажной наклейки (видимо, аналогичной той, что сохранилась на обороте парной композиции).
Парная к инв. 262 (кат. № 5).
Второй эпизод, Бичевание Христа, предваряет шествие на Голгофу (Мф. 27: 26; Мк. 15: 15; Лк. 23:16 и 22; Ин. 19:1-3); он получил несравненно более широкое распространение в живописи Италии. Традиционно Христос изображался привязанным к колонне.
В собрании Щекина оба фрагмента датировались около середины XIII века и в описи его коллекции приведены как «образец тонкого латинского письма». В основную инвентарную книгу ГМИИ записаны как работы неизвестного мастера итальянской школы XIII века (там же техника обеих работ определена ошибочно как «энкаустика, покрытая лаком»).
Два небольших фрагмента первоначально являлись частями алтарной композиции, возможно, оборотной стороны (dossale) со сценами Страстей Христовых (по аналогии с Маэста Дуччо). Андреева-Шилейко (Andreyeff 1926) приписала их раннему периоду творчества Джунты Пизано, полагая, что они служили завершениями горизонтальной перекладины креста. Зандберг-Вавала (Sandberg-Vavalà s.a.), ссылаясь на атрибуцию Андреевой-Шилейко, выражала уверенность в принадлежности произведений пизанской школе. Гаррисон (Garrison 1949) впервые связал их с венецианской школой первой четверти XIV века и включил в выделенную им группу работ Мастера Мадонны Дзара; эту атрибуцию поддерживал Гамулин (Gamulin 1971). Лазарев (Lasareff 1965) опубликовал как типичные произведения maniera greca, созданные в Венеции на рубеже XIII-XIV веков. При этом он отмечал их связь с традицией тосканской живописи, а в качестве аналогии ссылался на триптих, находившийся ранее в собрании Стокле в Брюсселе (Garrison 1949, № 300).
Следует отметить стилистическое сходство фрагментов из собрания ГМИИ с так называемым триптихом Санта Кьяра из Государственного музея в Триесте (Travi 1992, р. 81-96), давшим имя анонимному художнику, известному в истории искусства как Мастер триптиха Санта Кьяра.
Происхождение: 1900-е приобр. М.С.Щекиным в Италии; 1909 дар Щекина (работа была похищена из музея 24 апреля 1927 и возвращена 11 мая 1928).
Архивные материалы: Опись собрания Щекина 1909, л. 3, № 41, 42 (до 1250 года); Инвентарь Музея изящных искусств 1900-е - 1924, II, № 1764 (Итальянский мастер доджоттовского периода. Две части пределлы).
Литература: Andreyeff 1926, р. 172-174 ill. (Джунта Пизано); Sandberg-Vavalà s.a., p. 691, 925 (Школа Джунты Пизано); Garrison 1949, № 677-678 (Венецианская школа, группа Мастера Мадонны Дзара); Lasareff 1965, р. 21-23 ill. (Венецианский мастер рубежа XIII- XIV веков); Gamulin 1971, р. 19-21, fig. 21 (Мастер Мадонны Дзара); Кат. ГМИИ 1986, с. 41 (Венецианский (?) мастер конца XIII века); Markova 1992, р. 29-31 (здесь и далее - Венецианский мастер конца XIII - начала XIV века); Маркова 1992, с. 44, 45 ил.