ВЕРОНЕЗЕ
и мастерская
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА
Холст полотняного плетения, дублирован. На лицевой стороне справа красной краской номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 403.
На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2485.
Изложение собственно этого сюжета в Священном Писании отсутствует. В тексте Евангелия говорится лишь, что на третий день после Распятия погребенный Христос восстал из мертвых (Мф. 28: 5-7; Мк. 16: 6; Лк. 24: 6-7). Веронезе запечатлел иконографический вариант сюжета, который появился в итальянском искусстве в XVI веке и соответствовал предписаниям Тридентского собора: фигура Христа изображена летящей, а по сторонам от гроба - спящие воины, поставленные охранять его.
Парная картина Апостолы в Гос. Эрмитаже (инв. ГЭ 152).
В собрании Уолпола композиция из ГМИИ считалась работой Паоло Веронезе, эта атрибуция сохранялась в период ее пребывания в Императорских собраниях. Картина не вошла в эрмитажные каталоги, поскольку она вначале была в Зимнем дворце, на половине Марии Павловны, а затем ее передали в Гатчину. В статье о картинах Гатчинского дворца Липгарт (1915) отмечал высокий уровень исполнения работы («...фигура Христа не особенно удачна, но лик Спасителя исполнен большой красоты и совершеннейшего благородства»). Под именем Веронезе поступила в ГМИИ; в инвентаре музея имеется указание на то, что картина одно время значилась произведением неизвестного веронского мастера. Кальяри (Caliari 1888) упоминал ее среди работ самого Паоло Веронезе. Впоследствии Адольфо Вентури (Venturi 1929) также признавал авторство Веронезе, а Бернсон (Berenson 1957, 1958) полагал, что она была написана при участии мастерской художника. Фомичева (Fomiciova 1974) и за ней Пиньятти (Pignatti 1976), Паллуккини (Pallucchini 1984), Пиньятти и Педрокко (Pignatti, Pedrocco 1991; 1995) публиковали как произведение самого Веронезе. Однако, отмечая тонкость живописи в изображении фигуры Христа, Пиньятти и Педрокко не исключали возможности участия помощников мастера в выполнении второстепенных фигур.
Что касается принадлежащей Эрмитажу парной композиции Апостолы, то она в прошлом также считалась работой самого Веронезе, а затем - его школы. В каталоге 1958 года она отнесена к школе мастера и названа «нижней частью композиции Вознесение Марии» (при этом картина из ГМИИ как парная не упоминается). Фомичева определила как произведение ученика Веронезе - Бенфатто дель Фризо (Фомичева 1992, с. 93, № 58).
Возвращаясь к картине из ГМИИ, следует отметить, что известно несколько композиций на тему Воскресение Христа; в их числе полотна в церкви Сан Франческо делла Винья в Венеции, в Дрезденской картинной галерее (инв. 235), в Галерее Палатина (Палаццо Питти) во Флоренции (инв. 264), причем все три имеют вертикальный формат. Некоторые мотивы в них перекликаются с картиной из ГМИИ. Так, в дрезденском полотне видна фигура солдата в шлеме, также изображенная слева, но в несколько ином повороте. Эти работы приходятся на поздний период творчества Веронезе, 1570-е годы и, по мнению большинства ученых, исполнены при участии его мастерской. Общие черты, характерные для произведений этой группы, встречаются и в полотне вертикального формата из Эрмитажа (инв. 2545), где фигура Христа изображена в той же позе, что и на московском полотне, но уровень исполнения уступает ему. В прошлом эрмитажная картина приписывалась Веронезе, однако еще Липгарт (1915) называл ее «школьным произведением»; в настоящее время эта работа отнесена ученику мастера, Бенфатто дель Фризо (Фомичева 1992, с. 90-91 № 56). Паллуккини (Pallucchini 1984, р. 179, № 139) публиковал ее как работу Веронезе, написанную между 1572 и 1576 годами.
С вышеназванными произведениями картину из ГМИИ сближает целый ряд мотивов. Это относится к изображенной в полете фигуре Христа, а кроме того, показанным в сложных ракурсах фигурам воинов.
Картина из собрания ГМИИ является поздней работой, написанной Веронезе при участии мастерской. Паллуккини (Pallucchini 1984) датировал 1580-1583, а Пиньятти и Педрокко (Pignatti 1976; Pignatti, Pedrocco 1991; 1995) датируют около 1580 года.
Происхождение: 1736 собр. Роберта Уолпола в Лондоне (Гросвенор-стрит), затем перевезена в его поместье Хоутон-Холл; 1779 приобр. для Эрмитажа; одно время находилась в Зимнем дворце (в апартаментах Марии Павловны); во второй половине XIX века передана в Гатчинский дворец; 1920 возвращена в Эрмитаж; с 1928 в ГМИИ.
Архивные материалы: Кат. Уолпола 1736, р. 23-24 (здесь и далее - Паоло Веронезе); Кат. Эрмитажа 1773, № 2321; Кат. Эрмитажа 1797, № 403; Опись Эрмитажа 1859, № 2485 (А.Веронезе).
Выставки: 1908 Петербург. Кат., № 277 (здесь и след. - Паоло Веронезе; как находящаяся в Царскосельском дворце); 1920 Петроград. Кат., с. 4.
Литература: Aedes Walpolianae 1747, p. 67 (здесь и далее - Паоло Веронезе); Aedes Walpolianae 1752, p. 73; Aedes Walpolianae 1767, p. 73; Cat. Ermitage 1774, p. 132, № 1577; Livret 1838, p. 277, № 22; Андреев 1857, с. 127; Caliari 1888, p. 389; Липгарт 1908, с. 716; Les anciennes écoles de peinture 1910, p. 37; Липгарт 1915, с. 7-8 ил.; Venturi 1929, IX, 4, p. 950; Лазарев 1930, с. 19; Путеводитель музея 1934, с. 52; Berenson 1936, р. 363; Путеводитель ГМИИ 1938, с. 102; Кат. ГМИИ 1948, с. 19; . Кат. ГМИИ 1957, с. 27; Berenson 1957, I, р. 132 (здесь и след. - Паоло Веронезе при участии мастерской); Berenson 1958, I, р. 136; Кат. ГМИИ 1961, с 37 (здесь и след. - Веронезе); Путеводитель ГМИИ 1964, с. 68; Piovene, Marini 1968, p. 133, № 348 (как приписываемая Веронезе); Fomicheva 1974, p. 472 (здесь и далее - Веронезе); Кат. Эрмитажа 1976, с. 81; Pignatti 1976, I, р. 153, № 268; II, fìg. 611; Hadeln 1978, S. 157, № 197; Fomiciova 1979, p. 135; Фомичева 1983, с. 123; Pallucchini 1984, p. 186, № 217 ill; Кат. ГМИИ 1986, с. 45 (Мастерская Веронезе); Pignatti, Pedrocco 1991, № 218 (Веронезе, возможно, при участии мастерской); Маркова 1992, с. 150 ил. (здесь и далее - Веронезе и мастерская); Фомичева 1992, с. 93; Кат. ГМИИ 1995, с. 90-91 ил.; Pignatti, Pedrocco 1995, p. 444-446, № 338 ill. (не исключают участие мастерской); Romagnolo in Pittura nel Veneto 1999, II, р. 889.