АПОЛЛОН И МАРСИЙ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ВЕРОНЕЗЕ

школа

АПОЛЛОН И МАРСИЙ

Вторая половина XVI века

холст, масло

53,5 х 70,5 см

Инв.: 101

Холст полотняного плетения, дублирован. Живопись под слоем слегка потемневшего загрязненного лака. На лицевой стороне номера: справа белой краской по Каталогу Эрмитажа 1773 года: 72; слева красной краской по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 3618.

Мифологический сюжет картины повествует о музыкальном состязании Аполлона и силена Марсия. В живописи эпохи Возрождения в его трактовке использовались мотивы поэзии Овидия (Метаморфозы VI, 382; Фасты XV, 703-708).

Еще Мариетт предполагал авторство Карлетто Кальяри, однако в целом авторство Паоло Веронезе долгое время не подвергалось сомнению. Именно так она значилась в собрании Кроза, а в каталоге Эрмитажа 1797 уже фигурирует как «школа Веронезе». В более ранних каталогах картина не обнаружена; не приводит номер по каталогу 1774 года и Штуффман (Stuffmann 1968). В ГМИИ поступила как работа венецианской школы XVI века. В инвентарной книге ГМИИ рукой Малицкой сделана запись: «По определению В.Н. Лазарева - Брузазорчи, Доменико». Паллуккини вернулся к авторству Карлетто Кальяри, сына и ученика Паоло Веронезе. Характер разработки античной темы восходит к образцам самого Веронезе. По-видимому, написана одним из мастеров его школы и, возможно, как считалось еще в XVIII веке, Карлетто Кальяри, тесно сотрудничавшим с Веронезе. Среди предполагаемых авторов картины может быть назван и Джованни Баттиста Дзелотти, один из наиболее талантливых последователей Веронезе, также веронец по происхождению.

Гравирована под именем Паоло Веронезе Франсуа Жулленом (Francois Joullain 1697-1778) в Recueil 1729, 1763. Надпись на гравюре: Apollon Ecorchant Marsyas / Tableau de Paul Véronèse, du Cabinet de M.r Crozat, peint sur toile, haut. de 19½ pouces, large de 25¾ pouces. / Grave par Francois Joullain.

Происхождение: собр. М. де Монтарсиса и Кроза (Париж); 1772 приобр. для Эрмитажа. В инвентаре ГМИИ указано, что картина «из Тамбовского музея имени Чичериных поступила в Румянцевский музей»; по всей видимости, работа была продана из Эрмитажа с аукциона и попала в собр. Чичериных, имение Караул Тамбовской губернии; передана в Тамбовский музей, откуда в 1920 пост. в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Inv. Crozat 1740, № 176 (Паоло Веронезе); Tronchin Liste 1770, № 115; Кат. Эрмитажа 1797, № 3618 (Школа Веронезе).

Выставки: 1973 Будапешт. Кат., с. 6, № 5 (Школа Паоло Веронезе).

Литература: Recueil 1729, II, р. 69, tab. XXXV (здесь и след. - воспр. гравюрой; здесь и далее - Паоло Веронезе); Manette 1742, II, 69, tab. XXXV; Recueil 1742, II, s.n.; Cat. Crozat 1755, p. 20; Recueil 1763, II, p. 36, tab. XXXV (воспр. гравюрой); Хуссида 1921, с. 2-3; Кат. ГМИИ 1957, с. 28 (здесь и след. - Школа Веронезе; здесь и далее, включая 1992 год - Наказание Марсия Аполлоном); Кат. ГМИИ 1961, с. 37-38 (Школа Веронезе); Stuffmann 1968, р. 79, № 176 ill. (Паоло Веронезе); Pignatti 1976, I, p. 196, № А 211 (в разделе произведений, приписываемых Веронезе); Ticozzi 1978, р. 82, № 93 (воспр. гравюрой); Кат. ГМИИ 1986, с. 45 (здесь и далее - Школа Веронезе); Маркова 1992, с. 152 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 90-91 ил.

Сайты Музея