ОТДЫХ СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА НА ПУТИ В ЕГИПЕТ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ВЕРОНЕЗЕ

мастерская

ОТДЫХ СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА НА ПУТИ В ЕГИПЕТ

Середина 1580-х годов

холст, масло

120 x 85 см

Инв.: 192

Холст полотняного плетения, сшивной, дублирован; горизонтальный шов - в нижней части картины, под ним справа и слева небольшие вставки холста с поздней ретушью. В разных местах участки утрат авторской живописи, восполненные ретушью. Слой потемневшего загрязненного лака. На лицевой стороне справа внизу красным номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 584.

На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2203 и наклейка: № 64; там же справа вверху красная сургучная печать.

Сюжет: Мф. 2:13-15. В трактовке сцены использованы также мотивы апокрифического Евангелия псевдо-Матфея (XIII), популярного в XVI веке, особенно в искусстве Контрреформации.

Дева Мария с Младенцем на руках изображена сидящей на фоне пейзажа под пальмовым деревом, ветки которого были символом христианского мученичества. Ангел наклоняет ветви, чтобы путники смогли собрать его плоды (по одной из версий пальмовое дерево склонило ветви по воле Младенца).

Композицию Веронезе на этот сюжет упоминает Карло Ридольфи (Ridolfi 1648, I, p. 322), описывая коллекцию Феличе Паллавичино в Генуе: «...& altre due tele dal Signor Felice Pallavicino della fugo di nostra Donna nell'Egitto e di Cristo tra Dottori» (...и два другие полотна Синьора Феличе Паллавичино, Отдых на пути в Египет и Христос среди учителей).

Под именем Паоло Веронезе картина включена в составленный Штелином список наиболее значительных произведений, приобретенных для Эрмитажа в 1766-1768 годах: «Паоло Веронезе (Кальяри). Отдых Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом во время бегства в Египет. Мария, сидя на траве, держит стоящего Младенца Иисуса с кусочком хлеба в руке. На земле расстелена салфетка, и на ней кусок хлеба. За богоматерью ангел, который подносит оливковую ветвь и плоды, и напротив - Иосиф. Высота 41½ дюйма, ширина 32. Из кабинета г-на Жюльена». - Штелин 1990, II, с. 127.

Кальяри (Caliari 1888) называл картину из ГМИИ в числе работ самого Веронезе; его авторство не подвергалось сомнению также и в Эрмитаже, в каталогах которого (1912) приводится ссылка на Лионелло Вентури, относившего картину к школе Веронезе. Бенуа в Путеводителе Эрмитажа 1910 года (Бенуа 1910) отмечал, что картина «дает некоторое представление о роскоши Веронезе, об мастерстве, с которым он строит массы». В ГМИИ поступила под именем Джованни Баттисты Дзелотти; в инвентарной книге музея имеется запись: «шла как работа Паоло Кальяри (Веронезе)». Фьокко (Fiocco 1934), Бернсон (Berenson 1957; 1958), Букарелли (Bucarelli 1935), Морасси (Morassi 1935) и Вертова (Vertova 1952) признавали работой самого Веронезе и относили к позднему периоду его творчества. Лазарев (устно) приписывал Паоло Фаринати.

В публикации Вертовой (Vertova 1952) полотно из собрания ГМИИ названо вариантом большой поздней композиции из Художественного музея Ринглинг в Сарасоте (234,3 х 160,6; инв. 82), которая на самом деле сходна лишь сюжетно, а по своему построению существенно от него отличается. Произведение из ГМИИ близко другой композиции, находившейся ранее в собрании Борлетти в Милане (х., м., 154 х 166), что уже было отмечено Букарелли (Bucarelli 1935). По сравнению с композицией собрания Борлетти московская картина имеет более вытянутый по вертикали формат, а вместо двух ангелов - один, наклоняющий пальмовые ветви, изображен здесь не в центре, а слева от Мадонны. В отношении картины собрания Борлетти критика, начиная с Фьокко (Fiocco 1934, р. 114), единодушно признает авторство самого Веронезе, относя ее к середине 1580-х годов.

Аналогичная ей композиция находится в частном собрании в Лондоне (х., м., 157 х 160; Pignatti, Pedrocco 1995, p. 442-443, № 335). Впервые опубликовавший ее Пиньятти (Pignatti, Crombie 1982, p. 140-145) назвал картину собственноручной работой Веронезе, хронологически предшествовавшей версии Борлетти. Однако по фотографии она кажется более грубым повторением последней. Кроме того, видимая со спины фигура Иосифа в картине ГМИИ встречается также в небольшой композиции горизонтального формата из частного собрания в Лондоне (х., м. 44,5 х 76,5; Pignatti, Pedrocco 1995, p. 444, № 337).

Уровень исполнения московского полотна значительно уступает произведениям самого Веронезе. Живописная манера выдает сходство с работами Бенедетто Кальяри, работавшего в тесном сотрудничестве с Веронезе; это отмечал Пиньятти (Pignatti 1976), который много лет спустя подтвердил свое мнение (Pignatti, Pedrocco 1991; 1995). Кук (Cocke 1977) также сомневался в авторстве Веронезе.

По свидетельству Липгарта (Кат. Эрмитажа 1912), картина некогда входила в серию полотен Веронезе, находившихся в Палаццо Питти во Флоренции.

Композицию гравировал Подолинский (Labensky 1809).

Происхождение: из кабинета г-на Жюльена, Париж; между 1766 и 1768 приобр. Екатериной II для Эрмитажа; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Кат. Эрмитажа 1773, № 2114 (здесь и далее – Паоло Веронезе); Кат. Эрмитажа 1797, № 584; Опись Эрмитажа 1859, № 2203.

Литература: Cat. Ermitage 1774, p. 15, № 168 (здесь и далее - Паоло Веронезе); Labensky 1809, II, livraison 3, р. 53-58, tav. И (воспр. гравюра с картины); Notices sur les tableaux 1828, № 3, p. 24-25; Livret 1838, p. 286, № 56 (предположительно картина ГМИИ - не совпадают размеры); Viardot 1844, р. 481; Сомов 1859, с. 47; Кат. Эрмитажа 1863, с. 40, № 140 (номер сохр. во всех кат. Эрмитажа по 1916); Cat. Ermitage 1863, p. 34; Waagen 1864, S. 71, № 140; Siret 1866, p. 157; Кат. Эрмитажа 1869, с. 56; Cat. Ermitage 1869, p. 56; Андреев 1862, I, c. 144; Кат. Эрмитажа 1885, с. 56; Кат. Эрмитажа 1888, с. 56; Caliari 1888, р. 216, 389; Кат. Эрмитажа 1889, с. 67; Cat. Ermitage 1891, p. 43; Кат. Эрмитажа 1892, с. 51; Кат. Эрмитажа 1895, с. 51; Cat. Ermitage 1899, с. 52; Кат. Эрмитажа 1901, с. 54, № 140; Курбатов 1903, б.п., ил.; Кат. Эрмитажа 1908, с. 17; Бенуа 1910, с. 78; Кат. Эрмитажа 1912, с. 76; Альбом Эрмитажа 1912, с. 44 ил.; Кат. Эрмитажа 1916, с. 16; Греч 1925, с. 161; Путеводитель музея 1934, с. 52; Fiocco 1934, р. 121; Bucarelli 1935, II, р. 253 (здесь и след. - как находящаяся в Эрмитаже); Morassi 1935, р. 251; Vertova 1952, s.p. (Веронезе, вариант картины из Сарасоты; как находящаяся в Эрмитаже); Кат. ГМИИ 1957, с. 27 (Веронезе ?); Berenson 1957, I, p. 132 (здесь и след. - Веронезе); Berenson 1958, I, р. 136; Кат. ГМИИ 1961, с. 37 (Веронезе ?); Путеводитель ГМИИ 1964, с. 67 (приписывается Веронезе); Piovene, Marini 1968, p. 96, № 53 ill. (здесь и след. -Веронезе); Béguin, Martini 1970, p. 96, № 53; Pignatti 1976, I, p. 197, № A. 212; II, fig. 895 (в духе Карлетто); Cocke 1977, p. 786 (Мастерская Веронезе); Hadeln 1978, S. 140, № 195; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 24 (Веронезе); Pignatti, Crombie 1982, p. 143 (вариант композиции из собр. Борлетти, исполненный при участии мастерской Веронезе); Кат. ГМИИ 1986, с. 45 (Мастерская Веронезе); Альбом ГМИИ 1988, с. 12; Штелин 1990, II, с. 127 (Паоло Веронезе); Pignatti, Pedrocco 1991, № 240 (при участии мастерской Веронезе, возможно, Карлетти Кальяри); Маркова 1992, с. 150-152 ил. (здесь и далее - Мастерская Веронезе); Путеводитель ГМИИ 1994, с. 101; Кат. ГМИИ 1995, с. 90-91 ил.; Guidebook 1995, р. 99; Pignatti, Pedrocco 1995, p. 320, 480, № 381 (Мастерская Веронезе; предположительно Карлетто Кальяри); Бенуа с. 42, 242; Путеводитель ГМИИ с. 176.

Сайты Музея